stalker

father_ingwar

Смерти нет, Любовь побеждает смерть.

фотозаметки о жизни

Паломничество на Афон. Восхождение, часть 2-я
pater
father_ingwar
Подъем на Святую Гору.

Джунгли Амазонки на 80% обеспечивают нашу планету кислородом. Афон на 80% обеспечивает наш мир духовным кислородом, молитвой. Пока есть хоть один человек, который молится на Афоне, сей мир живет. (Неизвестный автор)

Наше восхождение можно разделить на следующие этапы.
1) Пристань - храм скита св. Анны
2) храм - Крест (Ставрос)
3) Крест - келлия Панагия
4) Панагия - вершина

Поскольку тут расстояния измеряют не по горизонтали, а по вертикали, то получается следующее - храм находится на высоте 350 м над уровнем моря, крест - 850 метров, Панагия - 1500 метров, а вершина, как известно - 2033 м. Я трезво оценил свои силы - не занимаюсь спортом, в горах давно давно не был, а был просто зрителем, даже не туристом. Ваня тоже у нас совсем не спортивный. Мы решили до Панагии добраться на мулах. Остальная братия - пешком. Но тут конечно восхищения заслуживает Ваня-финн в свои 20 лет с двумя инфарктами - был для нас просто образцом чистой веры и устремленной к Богу молитвы. Пример.

Наши мулашки - мне досталась под именем Кицо, Ване - Псари, на третьей поедет наш проводник и погонщик албанец Авенир

Рядом парковка для мулов :)

Вот он - друг человека.

Удалось сесть самому, но с помощью погонщика. Сидеть на муле надо боком, держась за деревянные ручки седалища. На мулашек мы погрузили все наше снаряжение - спальники, пенки, запас продуктов и воды и рюкзаки с вещами. В общем: "бегемот на ослике"

Сидеть надо не заваливаясь назад, а то можно кувыркнуться спиной вниз. Получается что надо держать осанку или совсем расслабиться как наш Авенир - он ехал на своем муле даже не держась руками, ловко завертывая самокрутки и болтая по телефону. И, как и положено погонщику, часто часто называл наших мулов всякими албанскими (а может даже олбанскими) словами, хорошо, что сей язык нам неизвестен. Но резкое покрикивание Авенира все же отвлекало от желаемой тишины и спокоя.

По пути встречаются такие небольшие часовенки

Келлии скита св. Анны - в этой келлии подвизается и принимает народ известный греческий духовник Папа Янис (ну практически по-нашему Отец Иоанн).

Не первый раз уже обгоняем наших. Но мы не идем наперегонки - просто так получается.

"Заправочная станция"

Главные келлии скита св. Анны - храм не видно за растительностью, а просто так спрыгнуть с мула и подойти снять не получается - на обратном пути наверное получится, обратно пойдем пешком. Получается, что мы уже взошли на 350 метров над уровнем моря. Это высота почти как у монастыря Симонопетра.

Одна из последних келлий на подъеме, скит святой Анны заканчивается, высота где-то около 500 метров.

Так едут на мулах - трясет, задняя часть бьется о деревянную раму, не смотря на подложенную туристическую пенку, постоянно дергает, потому что мы иедем наверх, рывки ощутимые даже до кишок, руку правую разбил до синяка - так он наколотилась о ручку, запах от животинки тоже есть. Но должно же быть какое-то испытание в конце концов. Пару раз моя Кицо решила упасть, но у нее это не получилось, правда, когда она идет по краю обрыва, все равно внутри получаются очень интересные ощущения, трудно даже передать. Зато сидишь и молишься, а это ведь как раз главная цель нашего восхождения - восхождение в настоящую молитву. У кого быстрый Интернет, есть возможность посмотреть этот клип в большом разрешении - 480р - 720р и даже 1080р, жмите соответствующую кнопочку с цифрой.

Скит уже далеко внизу. От пристани до храма и чуть повыше ведет лестница, ступени не очень удобные для ходьбы, но мулам лучше чем по камням. Впрочем как и людям - дальше лестницы идет просто каменистая тропа, разбитая копытами мулов, идти по ней просто очень тяжело - как наверх, так и вниз. Вспоминаю что мне говорил один нижегородский священник перед нашей поездкой - "не помню деталей как я поднимался на Гору, помню только, что дорога была до невозможного тяжелая". И он был прав...

Вот она - тропа

Мулы любят идти по самому краю - они-то не думают, а мы думаем и молимся при том - Господи и Пресвятая Богородица, помогите!

На высоте метров 800 дорога становится почти пологой на время и идет по густому лесу, под ногами нет камней, такое небольшое отдохновение. Тут же на красивом месте стоит Крест. Я сошел с мула и некоторое время шел пешком - до главной афонской развилки - у другого Креста.

Вид от Креста, внизу скит святой Анны, видно Г-образную пристань, откуда мы начали путешествие.

Наш Алексей Михайлович

"Мирная тропа", где-то километр ровной дороги

Гора пророка Илии - на вершине небольшой храм, неподалеку от вершины - келлия. По рассказу нашего о. Нила это место очень тяжелое для проживания - особенно в грозу, когда молнии бьют в храм на вершине по нескольку штук в минуту. Гора почти 1000 метров, то есть мы приближаемся к километру.

Вот и Крест (СтаврОс) - как я уже сказал, главный афонский перекресток. Сюда к Кресту сходятся несколько дорог снизу, от моря - со скита святой Анны, из Карульи, из Керасьи и долгая дорога от Великой Лавры - но она самая пологая и удобная для пешего паломничества. От Креста идет одна дорога на вершину Святой Горы. Других путей вроде бы нет - рассказывают, что пару лет назад какие-то немецкие туристы попытались забраться на вершину своим путем и все кончилось тем, что пришлось их с Горы снимать вертолетом местного МЧС.

Крест на высоте 850 м - Панагия, на которую указывает стрелка - 1500, по тропе примерно 5 километров, но это тяжелые 5 км.

Последний источник воды до вершины. Из источника выведена труба и в корытце пьют мулы, а из краника - люди.

Крест (СтаврОс) - я, когда изучал карты Афона, представлял себе - вот от скита Анны все идут до Креста - там наверное стоит этакий эпохальный крест, как особый святогорский знак. Оказалось, что крест небольшой, но все равно весьма значимый. Да и как объяснил наш монах - занести на такую высоту большой крест - проблема. Хотя занесли же русские паломники в 19-м веке на самую вершину Афона большой железный крест - на своих плечах. Этот Крест мы еще увидим (да многим он наверное знаком по фильмам и книгам о Святой Горе). От Креста - обратите внимание, слева и справа идут две тропинки - это на вершину, они вскоре сойдутся и будет одна, тяжелая тропа восхождения.

Вот такая дорожка

Проходим мимо Ильинской горы - высота примерно километр.

Когда так вот едешь над километровым обрывом (ну практически километровым) - иногда внутри что-то съеживается. Зато молиться очень хорошо.

Вид на море позади и, кажется, первый встреченный нами путник, спускающийся с Горы.

Нил оказался самым бодрым - периодически обгонял нас и на Панагии оказался первым, а братья наши - Ваня и Леша остались далеко позади.

Ближе к полутора километрам высоты меняется характер растительности. Горная пустыня подступает.

Ваня скачет впереди, но он уже измучился на муле и у него началась нешуточная аллергия на запах животного. Бедный Ванечка. Но еще около получаса и мы у Панагии. Аллергию удалось победить - аптечка конечно же у нас была, без нее не стоит выходить в путь.

Завидев келлию, Ваня оставил мула с поклажей - тот дойдет сам, мулы поднимаются помногу лет сюда и дорогу знают.

И вот наша промежуточная цель - келлия Панагия, 1500 метров.

Известный по многим изданиям об Афоне крест около Панагии.

На Панагии встретили иеромонаха Серафима - он ночью пойдет на гору. Мы же пока отдыхаем от восхождения, тут есть дождевая вода, которая собирается в колодце, очень помогли наши сникерсы - отличный источник энергии (не реклама). Ну и вода у нас еще оставалась. В келлии путники обычно оставляют что-то из припасов - поэтому тут был и сахар и чай, какие-то консервы и сухари. А мы с собой еще притащили немало. Консервы почти все мы оставили для следующих паломников. Воду греем на газовой горелке, она у нас была с собой, а в келлии обнаружили еще и примус на солярке с запасом топлива.

Келлия Панагия - виды со стороны, особенно интересна граница между морем и небом - она плавная и переход почти незаметен. Плавная граница между мирами.

Внутри священного приюта паломников - обстановка крайне спартанская. Можно отметить, что из-за того, что тут никто постоянно не живет, порядок не очень образцовый, даже в храме...

Вот небольшой храм в честь Панагии - Всесвятой Богородицы

В алтаре

Легкий ужин. Мы пришли на Панагию в 17-30, значит мы были в пути от пристани (вышли в 13-45) почти 4 часа, а наши Леша и Ваня-финн придут на час позже, то есть у них получилось 5 часов пути. Но это еще не вершина...

Слава Богу - чай, хлеб, свежайший воздух... Сняли обувь и дали отдохнуть ногам.

Ваня, которого всегда подозревали в боязни высоты, звонит домой маме, сидя над обрывом в полтора километра - под нами там, у моря - Кавсокаливия и КерасьЯ, места издревле населенные отшельниками.

А вот и наши странники! Почти без сил и эмоций они пришли к нам.

Когда пришли Леша и Ваня, мы помолились Божией Матери перед крестом и Ее афонской иконой - молебный канон Пресвятой Богородице "Многими содержим напастьми..."

Эта иконочка прошла с нами все пути Святой Горы

Там - вершина, всего 500 - 550 метров по вертикали, но не так-то просто после 4-5 часового перехода идти на самый верх.

Перед выходом к вершине - утепляемся, уже совсем не жарко, да и солнце начинает быстро-быстро садиться. Все вещи оставили на Панагии, сюда мы вернемся ночевать. Я взял только фотоаппарат, штатив позабыл в рюкзаке, а зря.

В 19-10 вышли в сторону Горы, ребята успели отдохнуть и подкрепиться. Поначалу даже разговор о вершине не хотели вести, думали отложить на завтра, на утро. Но вдруг все собрались - помолились у Креста и в храме и пошли. В 20-15 должно сесть солнце, то есть мы сознательно уходим на Гору в наступающую ночь. Сразу вспомнилась чудесная книжка митр. Иерофея (Влахос) "Одна ночь в пустыне Святой Горы" - рекомендую к прочтению, книга о молитве (на Предании.Ру есть аудиоверсия ее)

С Богом!!!
Tags:

• 1
Извините ,но сразу "о бане":) Ботиночки у Вас "гортекс"?:)

посмотрите еще - там были ошибки и несколько фото неправильно встали, исправил.

а что такое "о бане"? и что такое "гортекс"?

Ботинки трекинговые, специально для горы купил себе и Ванечке + трекинговые носки, замечательная вещь, нога не потеет, не пахнет и очень удобно по ощущениям.

:) "Кто о чем, а вшивый о бане" Просто я очень люблю всякие специальные штучки ,которые облегчают туристу жизнь в суровых походных условиях. А ботинки у вас ,сразу видно, из разряда таких штучек. Гортек- это материал ,который используется для изготовления подошвы трекинговых и горных ботинок. Весь вид этой обуви говорит, нет ,не говорит, а кричит о том ,как в них удобно и комфортно:)Я даже немного завидую:)

да, ботинки хорошие, правда из-за того, что они короткие часто была опасность подвернуть ногу - нужна более плотная боковая поддержка.

Ну, да, высокие для фиксации голеностопа

гортекс это производитель мембраны, не единственный но очень популярный) Мембрану ставят не в подошву ;)

Не в подошву? конечно, не сама подошва из мембраны. Ммм Там вроде бы стельки "дышащие" должны быть... А вообще я могла и перепутать, не претендую на точность терминов. В любом случае, смысл моего комментария в том ,что сразу видно ,что эти ботинки очень качественные:) и специальные горные

Дык, кто навел-то на идею ;) ;) ;)

сама люблю всякие эти флисы и полартеки. Но нельзя их переоценивать, что иногда случается к сож.

"флисы ,полартеки" - волшебные слова, ласкающие слух туриста!:)

А еще волшебные слова "теплорегулируемая ткань", термобелье и все такое))))

точно =)

а вы туризд?) или палаточно-рюкзачная тема у вас вроде только как фон для чего-то... другого? Ну, там, ролевые игры или что-то такое?)

Я турист-домосед:)
Люблю водные походы. В ролевых играх не участвовала ,интереса такого нету.
Моя подруга - дочь инструктора по туризму, меня везде с собой приглашала, мама моя тоже в прошлом турист-байдарочник ,друзья приучили к горным лыжам. Около четырех лет назад у меня был период активной походной жизни. но потом я вышла замуж и пошли детишки, то беременна ,то грудью кормлю, сложно выбраться. Ждем, пока младший подрастет ,тогда наверстаем. С мужем я познакомилась в байдарке в Карельском походе:)

странный способ посадки на мула - наверное ,чтоб не укачало от тряски:)

моего духовника зовут отец Иоанн, мысленно примеряю ему имя "папа Янис":) забавно:)

а наш Ваня даже привык за 10 дней к обращению к нему греков - Яннис, Яннис - поэтому на вершине Горы мы его посвятили в Яннисы Агиориты тем посохом, с которым восходили (ну или просто - Иван-Святогорец)

:-)))

по поводу езды "понад пропастью" и молитвы. Читала книгу "Флавиан". Там один из героев успокаивает Афонских паломников, которые ехали на приличной скорости по обрыву: "Ничего, отцы, чтоб умереть на Афоне - это надо ещё заслужить!"

Примерно так себя и утешали. Правда немного подлили масла в огонь местные: где-то год или два назад на гору поднимался один российский бизнесмен с сыном и прямо на вершине после подъема он умер (бизнесмен). Такая вот история...

Ничего себе! Сердце?

"От Креста идет одна дорога на вершину Святой Горы. Других путей вроде бы нет - рассказывают, что пару лет назад какие-то немецкие туристы попытались забраться на вершину своим путем и все кончилось тем, что пришлось их с Горы снимать вертолетом местного МЧС." - очень символично!

Прекрасный отчет! Очень понравились фотграфии. Вы настоящие герои. Мой трехлетний сын смотрел вместе со мной, указывая на Вас постоянно спрашивал: "Мама, это Бог!" :)

Но но, полегше, пожалуйста!

Дык, я же объясняла. что Вы не Бог, а священник:). Дети и не такое спрашивают:) Главное, вовремя объяснить.

Путешествие на мулах потрясло в прямом смысле - от видео закружилась голова:) Фотки с размытой границей неба и моря - что-то просто божественное. Книжку читаю.

Добрый вечер батюшка!
Я был на вершине на Преображение. Тогда на Панагии были сотни народа. А у Вас тишина и покой...

да полная тишина, и это для нас было хорошо.

(Deleted comment)
и я забыл как это далается :)

Восьмая снизу особенно :)

Очень хороший отчет) вот, перечитываю)

Вспоминаю два подъема на Гору. Благодать. Но мы шли без мулов.