stalker

father_ingwar

Смерти нет, Любовь побеждает смерть.

фотозаметки о жизни


Previous Entry Share Next Entry
Паломничество на Афон. Продолжение.
athos
father_ingwar
Андреевский скит.





Мы были в Андреевском скиту 2 раза - на первый раз нам не посчастливилось приложиться к святыням, в обители ожидали приезда архиерея и собор был временно закрыт. В последний же день нас встретили - открыли специально собор и дали помолиться перед главой Апостола Андрея, а также разрешили фотографировать в соборе. Он грандиозен - ряды стасидий напоминают, что тут в свое время молились сотни братий, теперь же только 20... При монастыре есть "Афонская церковная академия", сюда приезжают за святоотеческой ученостью юноши из Греции (в основном) - обучение проходит во время каникул, но видимо есть и постоянно учащиеся школяры. Деталей не знаю.


Академия

Вот в этой записи про Карею в конце есть еще фотографии Андреевского скита (первое наше посещение):

http://father-ingwar.livejournal.com/149787.html




СПРАВКА (набрал из разных источников): Скит Святого Андрея - общежительный скит, относится к монастырю Ватопед и находится на территории этого монастыря Скит по площади превосходит многие монастыри и его величественность не умаляют обветшавшие здания, которые сегодня ремонтируются и восстанавливаются Ватопедом. Скит возник из уединенной кельи во имя преподобного Антония Великого, устроенной в XVII веке на землях Ватопедского монастыря. Основателем ее был святейший патриарх вселенский Афанасий Патегарий, прибывший на Афон на покой. Сто лет спустя место скита приобрел другой вселенский патриарх Серафим, построивший для себя там келлию в три этажа и с двумя церквями: Покрова Пресвятой Богородицы и Андрея Первозванного.







В живописной местности в районе Кареи, где сегодня возвышается Скит Святого Андрея, уже в первые годы существования святогорского монашества появились иноческие обители. Так, в келье, расположенной немного выше Скита, духовный родоначальник всех святогорцев преподобный Афанасий положил начало своей афонской монашеской жизни, а на месте его существовала упоминаемая с Х века обитель (монидрия) «Ксистры» или «Ксесту». Известная история этого места начинается с прибытием в конце ХVII века ктитора, святого Афанасия Пателария.

Святитель Афанасий III патриарх Константинопольский рано ушел с патриаршего престола из-за волнений и бедствий того периода. Находясь в сане митрополита Солунского и часто посещая Святую Гору он приобрел здесь древнюю монидрию и построил на ее месте келью с храмом в честь святого Антония, надеясь провести в ней остаток своей жизни. Однако окончить земной путь ему суждено было в России. Он скончался в Лубенском Преображенском монастыре в 1654 году. Он был погребен в сидячем положении, и его святые мощи были обретены в неизменном виде. С тех пор, прославленный в лике Святых, он известен в России как Святой Афанасий Лубенский Сидячий, патриарх Константинопольский. В настоящее время его мощи находятся в г. Харькове.

Келлия Серафима была настолько красива, что ее называли «Серай», т.е. «Дворец». Андреевский скит, прозванный на Балканах «Кремлем Востока», возвышающийся своими опустевшими ныне корпусами над афонской столицей Кареей. Ее история началась в 1841 году, когда скромную келлию, называемую Серай, купили два русских инока, Виссарион и Варсонофий (Василий Толмачев и Василий Вавилов - купцы). Новые насельники осмыслили ее название как «се [есть] рай». Известный духовный писатель и паломник А.Н. Муравьев, посетив Святую Гору в 1849 году и приняв близко к сердцу дела новой русской келлии, добился у Протата ее возвышения до статуса скита и не оставлял своими заботами обитель и в дальнейшем.

    В 1860-е годы связь скита с Россией поддерживал один из его ктиторов, археолог П.И. Севастьянов. Этот неутомимый исследователь афонских древностей использовал Серай как свою научную базу. По его рекомендации в скиту останавливались также западные исследователи и художники. Севастьянов был вхож к императрице Марии Александровне, которой он рассказывал о Святой Горе, и с его помощью обители удалось основать в Петербурге свое подворье.

    В те же годы «андреевцы» решились на строительство нового кириакона (кириакон -- соборный храм афонского скита, в отличие от кафоликона, собора монастыря). Их мечтой было участие в закладке собора представителя Дома Романовых, который стал бы и покровителем скита. В этом им помог российский посланник в Константинополе, и 16 июня 1867 года Великий князь Алексей Александрович, 17-летний сын Александра II, находившийся тогда в учебном плавании по Средиземноморью, посетил Святую Гору и положил первый камень в основание собора. Кириакон строили необыкновенно долго: он был освящен патриархом Константинопольским только в 1900 году, а нижний храм во имя святителя Алексия Московского (в честь рождения цесаревича Алексея) -- в 1904. Окончательный проект собора составил петербургский архитектор-академик М.А. Щурупов. Приделы собора были освящены в честь небесных покровителей Императорской четы, Александра II и Марии Александровны: правый -- во имя Св. Александра Невского, левый -- во имя Св. Марии Магдалины.

    Андреевцам была свойственна и деятельность, которую можно назвать «культурной»: они выпускали свой журнал и книги, собирали иконы. Большая коллекция икон, в том числе византийских, размещалась в крипте кириакона, а для гигантской библиотеки отвели отдельный корпус.

    В 1910-х годах начался резкий упадок скита. Первым ударом для скита, как и для Пантелеимонова монастыря, стало бурное имяславческое движение и его суровое подавление -- в 1913 году в Россию было выслано 185 монахов-имяславцев. Затем -- трагичные вехи: мировая война, революция. Статистика населения Серая такова: в 1912 году здесь жило почти шестьсот иноков, в 1917 -- около двухсот, в 1929 -- около ста, в 1965 -- пять. Все изменилось после 1917 года. Приток русских монахов прекратился, поддерживать скит материально оказалось некому, здания постепенно разрушались. В 1958 году страшный пожар уничтожил все западное крыло скита, в котором размещалась уникальная библиотека: сгорело двадцать тысяч книг и рукописей, уникальный архив скита. В 1972 году умер последний монах русской общины - отец Сампсон, и на двадцать лет скит опустел. После этого двадцать лет скит стоял пустым, подвергаясь разорению; его знаменитая коллекция икон пропала. В 1992 году сюда вселилась группа греческих монахов, во главе с архимандритом Павлом, профессиональным реставратором, прилагающим много усилия для консервации и восстановления наследия своих предшественников. Но русская жизнь здесь, увы, оборвалась... Теперь в огромной обители живет примерно 20 монахов.
  
Главный храм в честь Апостола Андрея до последнего времени был самым большим храмовым зданием на Балканах. Его длинна 60 метров, ширина 29 метров, общая площадь 2100 квадратных метра. Храм построен из гранита, имеет 150 окон. В храме резной по дереву позолоченный иконостас. Около иконостаса находится рака с мощами 70 святых, среди которых глава апостола Андрея. Колокольня монастыря высотой 37 метров, на ней находилось 25 колоколов, самый большой из них весил 5 тонн. Храм выполнен в византийском и готическом стиле. Был воздвигнут в 1881-1900 гг с щедрой помощью камергера царского двора А.Н. Муравьева и великого русского князя Алексея Александровича, и является детищем петербургского архитектора М.А. Щурупова.


Андреевский собор


Около иконы Апостола Андрея под бархатной накидкой ковчег с частью главы Апостола - главная святыня обители





До Революции в скиту насчитывалось до 800 монахов, находилась типография, аптека и кузница, которые обслуживали не только монахов обители, но и всю Святую Гору. Сравнивая, например, русских монахов Пантелеимонового монастыря и Андреевского скита, П. Троицкий пишет: «Андреевца легко можно было отличить даже по внешнему виду от пантелеймоновца. Монахи Пантелеймонова монастыря носили по греческому обычаю более подходящие по природным условиям ботинки, монахи Андреевского скита - привычные для русских сапоги». (Книга П. Троицкого «История русских обителей Афона в XIX - XX веках»)






Настоящие четки!!!






Вытяжка над подсвечниками - частое явление в Греции и на Афоне, даже в небольших часовнях - меньше копоти!



    В начале XX века в скиту насчитывалось восемнадцать благолепных храмов. В настоящее время большинство из них полностью утратили свое убранство. Уцелел интерьер старого, греческого кириакона, с верхней церковью во имя Святых Андрея Первозванного и Антония Великого, и нижней, устроенной уже русскими насельниками, в честь Покрова Божией Матери. Посещение главного храма обители, Андреевского собора, оставляет неизгладимое впечатление, создаваемое грандиозностью внутреннего пространства и пышным убранством -- высоким золоченым иконостасом, изготовленным в Одессе, росписями в «васнецовском» стиле, иконами в богатых окладах. Среди сохранившихся святынь -- часть главы Св. Андрея Первозванного, хранимая в прекрасном ковчеге (мастер Н. Прудников, Москва), частицы мощей преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, помещенные в большие иконы этих Святых. Над Царскими -- список с главной святыни скита, чудотворной иконы Божией Матери «В скорбех и печалех утешение» (образ хранился на петербургском подворье скита и исчез после революции).




Колокола так и не занявшие свое место на колокольне



    За кафоликоном, в самом дальнем углу комплекса -- усыпальница скита, где хранятся главы насельников. В отдельном, пышно оформленном киоте -- глава «монаха-миллионера», как его называли в печати, Иннокентия (Сибирякова), пожертвовавшего свое гигантское состояние на строительство Андреевского собора и больничного крыла. На одной стене вывешены вериги -- цепи, гири, тяжелые кресты -- составляющие нечто вроде монашеского «музея».


"В скорбях и печалех Утешение"

Святыни
В обители хранится чудотворная икона Божьей Матери в Скорбях и Печалях Утешение. Главная реликвия скита - драгоценный ковчег с лобной частью главы Св. Апостола Андрея.

Tags:

  • 1
Интересно, только уже фотками разбалованы некоторые))) А теперь пожалте - "мухи отдельно, котлеты отдельно".

обновите страничку - будут фоты, просто там случайно нажал "отправить запись" - и сразу народ среагировал :)))

Четки потрясающие! И вытяжек никогда не видела - диковинно смотрится. А вот Ваня свечку ставит - там что, вода? А пол в Андреевском соборе неужто деревянный(как будто паркет такой)?

(Deleted comment)
не могу сказать - не смотрел. а что за фильм?

(Deleted comment)
спасибо - я собираю фильмы на афонскую тему - но этого нет, скачаю, погляжу - скажу чего-нибудь

интересно. для меня скит ассоциировался с маленьким домиком отшельника где-нибудь в лесу или в горах, а тут такая громадина и красота.

ну в афонском понимании скит это тот же монастырь, только не самостоятельный - подчиненный какому-то другому. А домик отшельника это калива, есть каливы с храмом и без него (название кажется другое), а келлия тоже не просто комната для монаха - а небольшой монастырек с храмом, наверное то, что в нашем понимании скит.

Так Афон весь застроен?

в смысле так и в смысле весь?

Живая природа осталась?

нууу - очень много ее там живой природы - вы на мои остальные фото посмотрите, там, где мы плыли вокруг Афона например

Спасибо за прекрасные фотографии!
Присоединяюсь к вопросу, заданному выше: там действительно подсвечники с водой? А почему так?

Афон много страдал от пожаров, даже до 90-х годов прошлого века, наверное это такие противопожарные меры. Я такое видел и в Греции

Чудотворная?

Святыни
В обители хранится чудотворная икона Божьей Матери в Скорбях и Печалях Утешение. Главная реликвия скита - драгоценный ковчег с лобной частью главы Св. Апостола Андрея.
Чудотвоная икна до революции была вывезена в Россию. Это вам греческиемонахи сказали?

Re: Чудотворная?

текст справки я беру из интернета - точно сам не могу сказать.

Re: Чудотворная?

См. История русских обителей на Афоне. Чудотворная икона была вывезена в Петроград и в войну перед ней служились молебны. Судьба после революции ее до конца неизвестна. Подворье отобрано, многие репрессированы, во главе с настоятелем. Но икона небольшого размера можно было унести. Существует точное описание иконы

  • 1
?

Log in

No account? Create an account