stalker

father_ingwar

Смерти нет, Любовь побеждает смерть.

фотозаметки о жизни


Previous Entry Share Next Entry
Паломничество на Афон. Продолжение. ОБНОВЛЕНО ПОЛНОСТЬЮ
athos
father_ingwar
Монастырь Ксиропотам.



Мы приехали в монастырь Ксиропотам, возвращаясь на Дафни и дальше на нашу келлию св. Модеста. Это окончание нашего афонского паломничества и последний монастырь, который мы посетили в это посещение Святой Горы. Ксиропотам находится в очень интересном месте - когда ты приплываешь на Афон, к пристани Дафни - его видно в полугоре неподалеку от пристани и дороги на Карею. Мы много раз и в первое паломничество и во второе проезжали мимо Ксиропотама - он всегда казался, хоть и на виду у трассы, но каким-то отрешенным от общеафонской суеты. И вот вечер 3 мая - мы в обители.



Во-первых тут очень красиво и ухожено, почти как в Кутлумуше, спокойная и величественная красота. То, что обитель посвящена Сорока Мученикам для меня тоже было важно и интересно - имя одного из 40-ка мучеников носил в монашеском постриге наш покойный митрополит Николай, рукоположивший меня в 1990 году в священный сан. Поэтому для меня и день и просто память мучеников севастийских навсегда связана прежде всего с личностью нашего ушедшего Архипастыря.



СПРАВКА: Монастырь Ксиропотам посвящен Сорока Мученикам Сивастийским и расположен на склоне лесистого горного хребта, в центральной части полуострова, на пути из Дафнии в Карею, в некотором удалении от морского берега. Монастырь окружен буйным густым лесом каштановых деревьев. Считается древнейшим монастырем на Афоне и вторым местом проживания после Кареи. Название этого монастыря (Сухой поток) дано ему по месту у глубокого оврага с ручьём, пересыхающим в летнюю жару, но зимой широким и глубоким. Ксиропотамский монастырь сооружён на западном крутом береговом склоне Афона, посредине его, над пристанью Дафни.


Там впереди пристань Дафни и дорога на Симонопетру и на нашу келлию св. Модеста




вот такие въездные ворота






Ранние монастырские предания называют основательницей монастыря Императрицу Пульхерию (450-457), дочь Императора Аркадия. На берегу до сих пор стоит древняя постройка – «башня Пульхерии». Хотя на том месте, где сейчас стоит монастырь Ксиропотам, были и более ранние монашеские поселения. Монастырь получил свое название от имен святого Павла Ксиропотама, человека царского происхождения, жившего здесь отшельником. По его ходатайству Император Роман восстановил монастырь Императрицы Пульхерии. Над дверью здешнего храма и поныне сохранилась надпись на греческом языке: «Царевна Пульхерия, дочь Аркадия, первая построила этот святой монастырь; вторым строителем был Роман вместе с иноками из Симонопетра». Имя святого Павла мы находим уже в первом типиконе Святой Горы (971 г.). Он был выдающимся духовным руководителем и не одобрял идею создания крупных монашеских общин, которую старался воплотить в жизнь преподобный Афанасий и прилагал все усилия в борьбе за идеал пустынножительства в маленьких изолированных скитах и отшельнических келиях. Он даже ездил с жалобой на реформы преподобного Афанасия к Императору в Константинополь, вместе с другими афонскими подвижниками. Но Император принял сторону святого Афанасия и святой Павел возвратился на Афон и продолжал подвизаться, ведя строго аскетический образ жизни. Однако после его смерти его община стала общежительным братством по образцу общин преподобного Афанасия и к одиннадцатому веку превратилась в один из богатейших монастырей Афона, владеющим большими земельными участками.










вход в обитель


Интересная стеклянно-деревянная галерея из братского корпуса в храм



Во время латинской оккупации и в тяжелые годы пиратских набегов Ксиропотам начал приходить в упадок. В тринадцатом веке, после Флорентийского собора, монастырь принял унию с Римом по указанию Императора Михаила Палеолога. Однако когда представители римского духовенства и монахи Ксиропотама начали служить первую совместную литургию, произошло мощное землетрясение и уничтожило монастырь. Присутствующему при этом Императору Михаилу Палеологу удалось спастись, а монахи погибли все до единого. Сын Михаила, Андроник, восстановил Ксиропотам как православный монастырь. В течение последующих нескольких столетий монастырь сильно страдал от турецких оккупантов и внутренних имущественных распрей. Интересно отметить, что турецкий султан Селим I (1512 – 1520 гг.) щедро жертвовал на афонские монастыри и предоставил им множество привилегий, причем особенно это касалось монастыря Ксиропотам. Помощи султана сопутствовали удивительные обстоятельства: по его собственным рассказам, ему явились во сне Сорок Мучеников Севастийских и повелели помогать монастырю.
В XI в. обитель - одна из самых богатых и процветающих на Святой Горе. Тогда ее владения простирались до Иверского монастыря и до монастыря Святого Павла; теперь здесь расположены обители Симонопетра, Григориат и Дионисий. С течением времени монастырские владения уменьшились, но и теперь Ксиропотаму принадлежат немалые площади, покрытые лесами; особо выделяется каштановый лес.




Об афонском обычае погребения написано много - пишу вкратце: по смерти брата хоронят обычно в первый же день. Тело зашивают в рясу (или мантию) и на особом "катафалке" несут в храм на отпевание и потом на монастырское кладбище. Тело закапывают в неглубокую могилу, над головой кладут каменную плиту, чтобы не раздавило череп. В изголовье ставят крест.




Через несколько времени могилу разрывают и смотрят на кости. Раньше вырывали через год-два-три, теперь обычно делают через бОльший период времени. Смотрят - если тело не разложилось или хуже того - почернело, начинают сугубо молиться за брата - "земля не принимает". Иногда разлагаются в прах даже сами кости. Но чаще всего через несколько лет остается один лишь скелет - его вынимают, обмывают и помещают в костницу. Черепа складывают на полки, в некоторых монастырях на лбу подписывают чей это череп, в некоторых - нет. Кости складывают в общее хранилище - до Всеобщего Воскресения.


Так вот и получается, что в каждой могиле за тысячелетие перебывали десятки и десятки тел боголюбцев, места для захоронения при монастырях очень мало. Но на монашеских кладбищах так светло и покойно и радостно - "Христос воскресе, братия!"






Вот и костница






Я спросил Ваню - не страшно тебе тут среди черепов и костей? - на что получил совершенно неожиданный для меня ответ - "Нет, не страшно - эти черепа очень добрые" (!)




И "катафалк"









Кроме собора в честь Сорока Мучеников Севастийских Ксиропотам имеет еще несколько небольших храмов и келий, расопложенных к востоку от самого монастыря и в Карее. Ксиропотам хранит множество святынь, крупнейшую из сохранившихся частиц древа Животворящего Креста Господня, на котором до сих пор видно одно из отверстий от гвоздей, которыми были прибиты руки и стопы Христа. Согласно одному из источников, эта частица была подарена монастырю Царицей Пульхерией, по другим сведениям, это дар Императора Романа. Среди других сокровищ – мощи святителя Поликарпа, Сорока Мучеников Севастийских, святителей Григория Богослова, Василия Великого и Иоанна Златоуста, святого Григория из Армении, частица одежды со следами крови святого Димитрия Солунского и миро от его мощей, а так же фрагменты даров волхвов.














Интересная водосточная труба


Архондарик








А этот тот самый "сухой поток" - "ксиропотамос" :-)))

В монастыре мы приложились ко всем святыням, попросили благословения на обратный путь, в Дафни напоследок посетили еще не закрытую поздним вечером лавку, купили на благословение разных святынек и поехали на келлию.
Про прощание и проводы будет в следующем посте.


Так вот кончился наш последний день на Афоне - завтра последняя служба, сборы и отправление на пароме в Уранополи.
Tags:

  • 1
Майский вечер, так светло !

Отец Игорь, где трафик, обновляюсь и обновляюсь...

все готово - смотритё

спасибо!
а трафика нЭт!

все готово!

Edited at 2010-07-02 07:53 pm (UTC)

удивительное на душе! так светло!!!! спасибо большое!
а все Б.Зайцева "Афон" перечитываю и перечитываю,так хорошо тоже!

не подскажете, где-нибудь в сети Зайцев есть, чтобы почитать?

спасибо - читаю, помню, что когда-то давно давно читал его про Валаам и Афон в "Нашем наследии", это первое знакомство было с темой.

Спаси Господи, очень красиво и гармонично.

Cпасибо большое!

Спасибо,очень интересный блог!

Отец Игорь, фотки всё лучше и лучше, вот последняя, к примеру - чистый шедевр! Мои любимые "из - в" у вас тоже становятся такими, что аж мороз по коже. Вход в обитель, где Ванина фигурка на фоне темного прохода - !!! Про погребение на Афоне вы рассказали очень здорово. Черепа и правда добрые, а вот такие бытовые магазинные емкости с останками как-то зацепили.

Наверное, я неправильно поняла - надеялась увидеть келлию св. Модеста...

Про келлию святого Модеста уже было много фотографий в предыдущих записях. Посмотрите. А тут уж заранее понятно что про Ксиропотам.

"Нет, не страшно - эти черепа очень добрые" (!)
устами отрока...:)) думаю, Никита тоже бы не испугался.

а ещё читала, что там черепа праведников разделяют на жёлтые и белые. жёлтый череп - значит, монах наиболее близок к святости.

Зачетно! Когда в НН вернетесь? Мы уже к Дивеево - Сарову - Лукоянову готовиться начали!

я только сегодня из Лукоянова - вот

Знаете, отец Игорь, а ведь я должен перед Вами извиниться. Когда я впервые набрел на Ваши фотографии, мелькнула у меня мысль, что не дело это, когда священник с фотоаппаратом ходит. Я ее, конечно, постарался задавить, но в глубине-то души, все-таки, осудил.

А вот недавно где-то вычитал: "Талант - это поручение от Бога". Подумал - и мысленно согласился. Еще и вздохнул про себя, что это здорово, когда удается и понять поручение, и выполнять его. А потом снова открыл Ваши фотографии и понял, что этими фотографиями Вы, по сути - проповедуете. Может быть это и не единственное Вам поручение, тут уж Вам лучше знать, но уж конкретно это задание - Вы точно исполняете.

В общем - простите меня за мое первоначальное осуждение.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account