stalker

father_ingwar

Смерти нет, Любовь побеждает смерть.

фотозаметки о жизни

Погружение на 500 метров вглубь пустынного кратера
stalker
father_ingwar

Продолжаем историю о походе вглубь Малого Кратера (он же - Махтеш Катан, то есть Малый Махтеш, а махтеш, строго говоря не совсем кратер).

Сначала еще немного истории (с сайта prichal.org http://www.prichal.com/kniga/mahtesh-ne-krater-stupka-bez-pestika)

Махтеш одна из достопримечательностей Израиля, так как такое чудо как Махтеш есть только на территории Негева и еще немного на синайском полуострове. На самом деле на территории Израиля есть три махтеша “готовых” и еще два только зарождающихся. Есть так же место которое можно было рассматривать как махтеш (Тимна), до того как второй ручей пробил его стену и вывел его за рамки определения.

Что означает слово Махтеш?
Махтеш слово которое в переводе с иврита означает - Ступка.
Ступка без пестика, да еще и с пробоиной или “протечиной” так как из махтеша обязательно вытекает ОДИН ручей.

Что такое Махтеш?
Махтеш это многослойное геологическое образование, которое разрушил один ручей.
Далее в этом пункте нужно объяснить подробнее, что же такое многослойное и геологическое будет перед вами.

Представьте горы которые своими высокими вершинами находятся на территории Иордании и плавно понижаются на запад в сторону средиземного моря. Нечто похожее можно видеть сегодня в Верхней Галилее. Гора Мирон 1.200 метров, а у Рош ха Никра гора уходит в море.
Так вот, как мы знаем, “вода камень точит”. Дожди как обычно приходят с моря и идут на восток. Чем ближе гора к морю тем больше дождя выпадает на ее склонах, тем меньше она становится под разрушительной силой дождя, ветра, а дальше и солнце с песком принимаются ее разрушать.

Представим что перед подножьем высоких иорданских гор, которое было на территории Негева, образовался песок из разрушения этих самых гор.
что такое МахтешДалее настал период когда уровень мирового океана поднялся и образовался океан Тетис. Миллионы лет Тетис покрывая территорию Негева “откладывал” на свое дно скелеты рыб и других морских существ. Под толщею воды они образовали осадочные породы, такие как: Известняк, мел, кремень и т.д

Далее Тетис “покинул” нас, оставив толстый (в десятки и более метров толщиной) слой известняка разной твердости.
Теперь вспомним о песке который покрыл Тетис и покроем его толстым, толстым слоем (ШОКОЛАДА - как в рекламе) твердого известняка.
Далее позовем на помощь сирийско-африканский разлом и поломаем горы вершины которых были в Иордании а подножье в Израиле. Во время начала сирийско-африканского разлома была масса искажений геологической составляющей, и когда-то ровное дно моря (известняк), пошло волнами.
В нескольких местах твердый известняк не выдержал и дал трещину на самой вершине горного хребта.
Дожди проникнув внутрь, начали постепенно вымывать мягкую начинку горы (песок что был у подножья) а крыша ее под собственным весом постепенно все больше и больше разрушалась, и в конце концов сверху это геологическое чудо начало напоминать кратер, воронку или как его назвали первооткрыватели - Махтеш.

Кто открыл Махтеш?
Махтеш скорее всего не открыли, а назвали, так как эти места были исхожены еще в древние времена, и даже в некоторых из них находятся следы присутствия человека (Махтеш Рамон - Хан Эйн Сахароним - Набатеи). В новое или наше время, махтеш Катан, он же махтеш Хацера открыло первое движение пионеров Маханот ха Олим созданное в Израиле в 1926 году. В 1942 году , старшеклассники известной гимназии Герцлия в Тель Авиве отправились в двухнедельный поход по южной части Иудейской пустыни, по мало известной на тот момент местности. Они добрались до “невиданного” доселе места которое не знал даже их проводник бедуин. Закрытая долина, окруженная высокими пятнистыми и цветными стенами. После этого в Маханот ха Олим начали ходить байки о том месте, в которых рассказывалось об узком проходе через который даже осел не протиснется и глубокой яме стены которой упираются в небо. Когда подходишь к красной стене и бьешь по ней молотком, за отвалившимся камнем показывается желтый, затем белый, затем фиолетовый… Так писал Азария Алон, один из создателей общества по охране природы Израиля об обнаружении Маленького Махтеша - Хацера.

Махтеши находятся а Негеве и на Синайском полуострове..

Махтеш Хацера - Махтеш ха Катан находится в горном хребте Хацера - Эль Хуцайра с арабского “гумно (сушилка) для фиников” что у города Димона (на юго-восток). Размеры: длина 7км, ширина 5км, максимальная глубина 520м.

перед "погружением". На этот раз удалось по бездорожью подъехать почти к самому кратеру. Дальше крутой спуск вниз на 500 метров, на дно кратера. Одна наша спутница не решилась пойти с нами и осталась у машины. Кстати было не очень жарко - всего 34. На спуск ведет тропа под названием Маале Эли - точнее это подъем, а не спуск.

отсюда сверху хорошо видно устье кратера-махтеша, оно называется страшновато - по разным картам смотрел - Шаарей Асмодей или Шаарей аСатан. То есть ворота того или другого. Я думаю, это зря так их назвали - это Божья красота и врагу тут нету общей части. За воротами хорошо видно спуск в долину Содома и южный конец Мертвого моря, напрямую тут вообще наверное всего километров 30, а за Мертвым морем видны горы Эдома и Моава, это уже Иордания, Хашимитское Королевство

вот он кратер, самое живописное природное место в Израиле
по дну видна дорожка, ведущая к устью

тут начинается спуск.

нас провожают жители наземья :)

по пути небольшие пещерки

края кратера изъедены временем

местами надо спускаться по скобам, есть скобы для рук и скобы для ног, удобно и более-менее безопасно

вот он - главный бегемот Малого Кратера

вкрапления минералов среди известняков

загар пустыни встречается и тут, пишут, что это по сути популярный в узких кругах шунгит

еще не прошли и половины пути - обзорная площадочка

и опять круто вниз, скобы и скобы...

здесь тени не исчезают в полдень.

тропа сверху

во всех пешеходных туристических местах в Израиле тропы размечены разными цветами - это очень помогает при пеших путешествиях. Тропы соответствующими цветами нанесены и на карты

время от времени попадаются и деревянные шпалы-ступеньки

кажется, что дно уже близко - но идти еще примерно столько же, сухая земля в мелких камешках предательски скользит под обувью, постоянно есть опасность грохнуться

кое-где в опасных участках спуска/подъема установлены перила

вот эта величественная скала мне больше всего нравится в этом кратере, не знаю есть ли у нее собственное название

и вот мы на дне - марсианские тропы открываются перед нами

русло ручья/ реки Хацера, она пронзает все дно кратера насквозь, но воды теперь нету, пока не пройдут ливни, речка будет сухая, но остается только догадываться, что тут бывает при разливах рек, просто потоп (мабуль на иврите)

горка  метров 20  на дне кратера - с нее можно осмотреть окрестности

вот так примерно

или так

почти шоколадное пирожное - внутри трюфельная начинка, а сверху покрыто темным шоколадом

те же скалы еще и еще - глаз не оторвать.  Вокруг просто ПОЛНАЯ тишина, как в вакууме

вот и цель моего путешествия - ворота "этого самого", для меня это просто выход из кратера

опять "загар пустыни"

и совершенно скупая растительность

еще один ракурс на выход из кратера - чтобы не потерять ориентира

а вот и зеленая колючка!

стены кратера

речка - в ней даже сохраняются зеленые кустарнички

а вот это тропа, по которой мы пришли сверху. Спуск на 500 метров занял почти час, за это время пройдено конечно больше 500 метров, дорожка крайне петляющая и неровная

слои и пещеры

и тут возникло первое препятствие - когда мы поднялись метров на 100, а может даже и меньше, мой "особо натренированный организЬм" скзал мне - ты дальше не сможешь подняться, и все тут... Произошел небольшой совет в Филях (в Хацирах). Мы решили так - одна наша спутница идет наверх за машиной и поскольку она умеет водить, то берет машину и объезжает по дорогам кратер и приезжает к устью его, потому что там на карте нарисована дорожка, подходящая к самому кратеру. Это примерно 50 км по кругу, ну и еще ей надо подняться - еще может быть 40-50 минут. Я же решил за имеющееся у меня время пройти по дну кратера к его выходным воротам. Мне идти где-то 5 км, по времени получается как раз. Воды у нас оставалось чуть более литра, я подумал, что этого вполне хватит до встречи. На том и порешили. и пошли в разные стороны.

В общем получилось как в истории про расчетливого ирландца - "в голодный год у него осталось 45 картофелин, он рассчитал, что если посадить сейчас одну, то через 45 дней у него будет новый куст с картошкой, а пока он может спокойно есть по 1 картофелине в день до нового урожая. Он все хорошо рассчитал, но через неделю умер от голода..." Грустная история

ну вот я пошел по дну - вокруг полная палитра природных красок. Очень хорошо тут в безмолвии читается или слушается акафист "Слава Богу за все"

цветные породы и пески

тропинка пересекает виртуальные реки и ручьи

даже дно высохшего ручья разноцветное

опять появляются черные камни

как-будто выжженая земля

и тут - растительность, жизнь невозможно победить

и травы и минералы, все мирно сосуществует

почти асфальт

выход из кратера все ближе и ближе

вокруг горки причудливой формы

и по кругу- величественные, почти неприступные стены кратера

и опять разноцветные холмы

пещеры

и взгляд назад показывает тропинку Маале Эли, по которой мы спустились в кратер - ее еще видно

еще одно препятствие - тропа сошла в русло высохшей речки Хацера, по дну очень тяжело идти - мелкий песок, ноги в нем вязнут, идти по краю по камням не получилось, постоянно приходится возвращаться на русло, нет тропы кроме дна речки

а местами и самой тропы вообще нету

тут больше зелени и уже можно встретить тамариски, обычные пустынные дерева в этой местности

станция "Дно болота" (для тех, кто знает)

по речке пришлось идти пару километров, весь вымучился, но пока еще есть вода, жара доводит, но по дну кратера веет довольно сильный и свежий ветерок, совсем не горячий, это облегчает участь путника

вот такие нерукотворные  ступени

поверхность скал к сожалению вся исписана тут проходящими турыстами - на фото не видно, но поскольку порода мягкая, любой может выцарапать все, что хочется.

и еще один взгляд назад  - уже не видно  того места, откуда я пришел, ну в общем - оттуда - с дальней верхней кромки

и это конец дороги по кратеру, отсюда начинается еще одна тропа с подъемом на кратер в другом места и далее на гору Хацера. Тут же построены несколько насосных станций, видимо в подземельях есть много воды, но на земле даже питьевого фонтанчика нет, а зря, вода у меня уже заканчивается.  Тут же небольшая стоянка, до этого места можно приехать от трассы №25 , которая идет от Беер-Шевы, через Димону к Мертвому морю. Поэтому я не расстраиваюсь, сейчас отдохну как порядочный путник в тени деревьев на ветерке, просушу пропотевшую одежду, допью последнюю водичку и тут приедут наши. Все ведь рассчитано :)))

в этом природном шатре я подремал минут 20, растянувшись прямо на песке

но в урочное время никто не приехал, связи нет никакой, поэтому я решил пойти по трассе навстречу, тем более скоро закат, а оставаться в кратере после захода солнца запрещено правилами заповедника

вот такой грандиозный выход из кратера

видны колоссальные слои земного пирога

просто битва камней

дорога же местами почти отличная - видны следы былого асфальта и бетона, в принципе проехать может любая машина, не только джип, ближе к кратеру конечно участочек похуже, там с полкилометра лучше ехать 4х4

долина расширяется, все местные реки и ручьи устремляются отсюда в сторону Мертвого моря (на иврите - Соленое море)

А это шетах - как тут называют стоянки для ночлега, как видите сегодня никого нет, ни человека, ни машины.

скоро уже стемнеет, тени становятся пронзительными, необычайно живописно подчеркивающими фактуру гор

вот таких например

те же горки и речка

и далее - на много километров вплоть до Мертвого моря идут такие холмы.

Ну а машины пришлось ждать еще 3,5 часа, за это время я почти дошел до 25-й трассы, на половине пути уже совсем стемнело, потом прошел мимо бедуинской стоянки, к счастью меня не заметили, с "хозяевами пустыни" встечаться в темноте в мои планы не входило, потом меня нагнала патрульная машина, которая что-то охраняла около дороги, солдаты ЦАХАЛа оказались русскоговорящими, подтвердили правильность направления моего движения и дали выпить 3 стакана холодной воды - в общем они меня спасли. Ну а там подошла и наша машинка.  Ближе к трассе появилась даже сотовая связь, подробности мы опустим, но в целом это было довольно суровое путешествие.

Зато когда стемнело из очередного ущелья я увидел Млечный Путь во всей его красе - это непередаваемо!

Слава Богу за все!

• 1
Так и вижу, как Вы там идете неспешно, по этому вселенскому кратеру в скафандре, сотканном из молитвы.- Слава Богу за всё - Вы целы, и мы насладились этим космосом.-

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Отличный рассказ, огромное спасибо! Благословлен Господь, создавший такие чудеса на земле Израиля!

Скажите, а вы были в том месте, где за 10 шагов можно перешагнуть сотни тысяч лет истории? Это где-то под Эйлатом, популярное место, там даже знак соответствующий есть. Там белые слои осадочных пород встречаются с чёрным вулканическим базальтом. И вся белая половина усыпана окаменелостями...

Я был там ещё школьником. Очень хочу найти это место снова, но никак не могу сообразить, как его искать.

под Эйлатом еще не был - там вроде бы долина Тимна и Красный каньон и еще гора Соломона, видел пока только проездом издалека, но это в планах

Слов нет как красивоЁ

Как бы я хотела составить вам компанию,просто обзавидовалась. Когда мы там были, но только наверху, мне очень хотелось по дну прогуляться. Но мне вот теперь кажется, что второй раз Вы, отченька, в такое путешествие уже не рискнете идти)))

Погружение на 500 метров вглубь пустынного кратера

Пользователь irina_litva сослался на вашу запись в своей записи «Погружение на 500 метров вглубь пустынного кратера» в контексте: [...] Оригинал взят у в Погружение на 500 метров вглубь пустынного кратера [...]

Очень красиво!
Отец Игорь, а вот эти металлические скобы-ступени - они же на солнце здорово нагреваются, наверное?...

там все нагревается - но что уж делать-то

Ну да.
Но красота зато потрясающая, конечно.