stalker

father_ingwar

Смерти нет, Любовь побеждает смерть.

фотозаметки о жизни


Previous Entry Share Next Entry
Север Израиля, часть 3-я, Кесария Филиппова или Баниас
stalker
father_ingwar
Вот как одна дневная поездка дала материалу на несколько записей в ЖЖ. Сегодня 3-я часть. Она посвящена Кесарии Филипповой и в ней уже есть собственно евангельский мотив.



Кесария Филиппова (Баниас)
(по материалам Википедии и сайта Игоря Царицына http://www.tsaritsyn-tours.com сайт очень интересный, рекомендую)

Баниас (также Панеас, Панеада, Кесария Филиппова, Нерониас) (греч. Πανειάς, араб. بانياس‎, ивр. ‏בניאס‎‏‎‎) — древний город в Израиле у подножия горы Хермон, у восточного истока Иордана.

Баниас – это природный заповедник и Национальный парк на Голанских высотах, расположенный у подножия знаменитого Ермона (Хермона), высота которого 2814 м. Парк имеет два входа: верхний и нижний. Верхний находится у полуразрушенной землетрясением пещеры, перед которой бьёт источник чистейшей воды. Здесь начинается ручей Баниас (Хермон) – один из трёх притоков Иордана, Банияс— самый большой из трёх истоков Иордана, наряду с Даном и Сниром (Хацбани), мощностью до 125 млн. куб. м воды в год.



Если пройти вниз по течению по направлению к нижнему входу – а это займёт минут 50 – то мы увидим живописный десятиметровый водопад, и далее – целый каскад порогов. Вдоль тропы встречаем остатки водяных мельниц, сирийской гидроэлектростанции и бетонированного водоёма, так называемого «офицерского» бассейна. Электростанция и бассейн не используются со времён Шестидневной войны (1967), в бассейне живут рыбы и беспозвоночные, а мельницы ещё недавно служили жителям расположенных неподалёку друзских деревень Масаде и Эйн-Кинья. В районе «римского» моста к Баниасу присоединяется поток Гувта, а около «офицерского» бассейна – ручей Саар (Вади Хашба). Примерно в 9 км южнее, уже за пределами парка, около киббуца Сде Нехемия поток Баниас соединяется с Даном. Всего в Национальном парке 4 пешеходных маршрута. Один идёт вдоль ручья от пещеры до водопада, два круговых объединяют участок от пещеры до водяной мельницы Матруфа с осмотром города римлян и крестоносцев; ещё один, также круговой – пожалуй, самый красивый – находится внизу, в районе водопада и порогов.

Но мы не пошли по руслу ручья, так как ко второй половине дня были уже изрядно уставшие, да и погода была соответствующая - за 30 градусов, поэтому оставим прогулку по ручью на следующий раз. А с водопадом будем знакомиться в следующей записи.




У источника и пещеры в Баниасе мы встречаемся с культом и храмом Пана, в греческой мифологии бога лесов, охотников и пастухов. Считается, что он был сыном Гермеса и нимфы Дриопы (по другим мифам, сын Зевса и Энеиды). Имя Пан происходит от индоевропейского корня pus-, paus, «делать плодородным», что соответствует истинным функциям этого божества и сближает его с Дионисом. Вместе с сатирами и силенами Пан в числе демонов стихийных плодоносных сил земли входил в свиту Диониса

Пан родился с козлиными ногами, рогами и длинной бородой. Мать, испуганная его видом, убежала. Но Гермес обрадовался сыну и отнес его на Олимп. Ребенок развеселил всех богов необычайной внешностью. Но Пан не остался на Олимпе, а вырос в горах и лесах. Возмужав, он стал играть на свирели в окружении нимф и менад, водить с ними хороводы, проводя в беззаботном веселье все свое время. В полдень, утомившись от занятий, Пан засыпал и с ним засыпала вся природа: это затишье считалось священным и ни один пастух не осмеливался нарушить его игрой на свирели, из боязни потревожить сон бога-покровителя. Когда горная тишина нарушалась отзвуками или криками, суеверие приписывало эти звуки Пану: отсюда страх, который испытывает человек, слыша неизвестно откуда идущие звуки, называется паническим. Греки думали, что таким страхом Пан поразил персов в битве под Марафоном в 490 г. до н.э.

(стенд в заповеднике - показана реконструкция языческих храмов)

Эллинистическое поселение было основано здесь в 3-4 вв. до н.э., после захвата Палестины Александром Македонским (356 – 323 до н.э.). После смерти великого полководца Святая земля стала местом сражений между его наследниками: «египетскими» птолемеями и «сирийскими» селевками. В описании битвы между Антиохом III (223 – 187 до н.э.) и Птолемеем V (204 – 181 до н.э.) греческий историк Полибий (ок.203 – 120 до н.э.) в первый раз упоминает Панион, как место, где стоял храм богу Пану. Битва произошла около 200 г. до н.э., Антиох выиграл сражение, возможно, благодаря азиатским слонам, бывшим частью его войска, и основал у источника город Антиохию, получившую позже имя Паниас (в честь бога Пана).

Частью местного языческого культа было приношение козла в жертву этому божеству. Несчастное копытное сбрасывали в пещеру (напоминавшую пропасть), и если спустя некоторое время воды источника не окрашивались красным, жертва считалась «принятой». Если же в воде были заметны следы крови, то полагали, что жертва «отринута».

Под местом в скале, где размещалась статуя Пана, до сих пор сохранилась греческая надпись, в которой упоминается его спутница, нимфа гор Эхо. Дело в том, что в 148 г. н.э. рядом были высечены ещё две ниши: в одной стояла фигурка Эхо, в другой – «отца Пана» Гермеса, сына нимфы Майя. Эхо была наказана за болтливость, и поэтому могла произносить только окончания слов. Легенда повествует, что, когда Пан впадал в буйство и начинал сбрасывать с гор тяжелые валуны, Эхо стояла рядом и повторяла окончания криков перепуганных пастухов. Постепенно у пещеры выросли другие храмы, посвящённые греческим богам и нимфам.

Когда римляне захватили Иудею, император Август (27 до н.э. – 14 н.э.) подарил Паниас Ироду Великому, и тот, как считается, в 19 г. до н.э., прямо перед пещерой, возвёл храм, посвящённый Августу – точка зрения, оспариваемая некоторыми исследователями. Через храм можно было пройти к «святая святых» – гроту бога Пана.
Сын Ирода, Филипп, получив в наследство Голаны и Башан, превратил Паниас в столицу округа и, в знак благодарности римлянам, переименовал Паниас в Кесарию в честь римского императора (кесаря). Но, чтобы не возникла путаница с другими Кесариями, «скромно» добавил к её названию слово «Филиппа».

В парке есть раскопки построек того времени: например, остатки величественного дворца правнука Ирода Агриппы II (вторая половина 1 в. н.э.). Этот правитель не только переименовал Кесарию Филиппову в Нерониас (в честь императора Нерона), но и помог Веспасиану солдатами для подавления Иудейского восстания 66-74 гг. (название Нерониас продержалось до конца 2 в.).

После захвата Иерусалима в Паниас прибыл будущий император Тит Флавий:

«Тит же выступил из Кесарии Приморской и направился в Кесарию Филиппову, где он остановился на более продолжительное время и устраивал всякого рода зрелища, причем множество пленников нашло свою смерть частью в борьбе с дикими животными, большей же частью во взаимной борьбе, к которой их принуждали» (И. Флавий, Иудейская война,кн.7, 2: 1)
В городе были две еврейские общины: одна – так называемая, вавилонская, а другая – караимская. У каждой был свой суд. Из рукописей Каирской генизы известно, что евреи называли часть города, где они жили, «Мединат Дан» (страна Дана, ивр.). Они находились в полной уверенности, что живут в библейском Дане, который, впрочем, располагался всего в десятке километров. Видимо, путаница произошла из-за того, что они не могли себе представить, что от древнего Дана осталась крошечная деревушка.

С приходом мусульман впервые утверждается название Баниас (вместо «п» мусульмане произносили «б»). Согласно описаниям одного арабского географа, по богатству и уровню жизни город соперничал с Дамаском. Еврейская община существовала здесь до 11 в. За несколько лет до прихода крестоносцев в Баниасе начались мессианские брожения: один из проповедников призывал покинуть город, «ибо через несколько лет Господь соберет свой народ в Иерусалиме». Но убежали евреи из Баниаса из-за приближающейся армии крестоносцев. Святым рыцарям не пришлось сражаться за Паниас. Ворота города им открыл мусульманский правитель.

Крестоносцы рассматривали Баниас как естественную границу между Иерусалимским королевством и мусульманскими районами Ханаана с центром в Дамаске. Из-за своего положения на полпути между ливанскими Тиром и Сидоном и сирийской столицей, Баниас всегда считался стратегической точкой. В ответ на захват Галилеи святыми рыцарями, арабы укрепили Баниас, и в 1126 г. он был передан секте исмаилитов. В 1129 г., вследствие конфликта мусульманских правителей Востока, город перешёл в руки крестоносцев, что рассматривалось ими как важный успех. Тремя годами позже король Балдуин II (1118 – 1131) отправился в поход в Египет, и воспользовавшись этим правитель Дамаска Исмаил после двухдневной битвы вернул Баниас мусульманам. В 1140 г. была сформирована коалиция крестоносцев и мусульман против правителя Мосула Занги (Зенги), угрожавшего Дамаску. Правители Баниаса решили продемонстрировать свою лояльность Мосулу, в результате чего святые рыцари взяли город в осаду. В 1157 г. под стенами города потерпел поражение от сына Занги, атабека Нур эд-Дина Махмуда, и был осаждён в замке, коннетабль Иерусалимского королевства, тогдашний хозяин этих земель и лорд Торона – современного Тибнина, горного замка на юге Ливана, рядом с дорогой из Тира в Дамаск – Онфруа II (Huлmphrey II). Осада была снята только после прибытия подкрепления во главе с королем Балдуином III (1143 – 1162). Тогда же Онфруа продаёт Баниас и расположенный западнее нынешней Кирьят-Шмоны Шато Нёф (Château Neuf, Hunin) ордену Госпитальеров. 18 ноября 1164 г. Баниас перешёл в руки Нур эд-Дина, и правление христиан в этих живописных местах закончилось окончательно. Потеря Банияса оказалась роковой для крестоносцев. Иерусалимский патриарх писал: «Потерян ключ, врата и защита для всего Иерусалимского королевства».
Неоднократные попытки крестоносцев вернуть себе город не увенчались успехом. В 1260 г. пришедшие в Палестину монголы захватили Банияс, но тоже всего на несколько месяцев, после чего мамлюки вернулись в Банияс. Город продолжал играть важную роль в империи мамлюков.

В средние века Баниас превратился из города в маленькую крепость, площадью около 7.5 га. Святые рыцари построили укрепления в центре руин римско-византийского города, используя остатки древних сооружений, например, дворца Агриппы II. Для создания западного фасада замка крестоносцы добавили к семи существовавшим аркам римского периода пять своих (это видно по размерам каменных блоков – римские значительно крупнее). На каждом углу крепости стояла квадратная башня. Сохранились выходящие на юг каменные ворота крестоносцев, хотя большинство дошедших до нас фортификаций исследователи относят к периодам айюбидов и мамлюков (13-14 вв.). Последние вначале укрепили замок, но постепенно уступили его воинственным бедуинским вождям. Но в XVI в. во время турецких завоеваний город пришёл в упадок. Его жители разбрелись кто куда, и с годами заброшенные дома заселили пастухи, но и они жили в них только в сезон дождей.

В 1948–67 гг. сирийские войска использовали место как базу для налетов на киббуц Дан. В июне 1967 г. Баниас был занят израильской армией, а затем район Баниаса вошел в природный заповедник.


в магазине полный интернационал и даже иконы продаются




остатаки храмов - точнее их алтарных стен


пещера Пана












а это между прочим гробницы ритуальных козлов, не всем видимо посчастливилось быть брошенными в пещеру Пана, их похоронили в таких вот гробах


какие фактурные скалы!


вид на пещеру от остатков храма Афродиты


Ручей Баниас - немного природного импрессионизма, надо сюда ехать с красками и мольбертом... Чует мое сердце











ручей Баниас


не во всяком еврейском продуктовом магазине такое можно встретить




выставка вариантов колонн и капителей разных эпох и стилей






все, что выше - руины церкви византийского периода, тут показана реконструкция


заброшенная сирийская мечеть


минные поля на Голанах и в предгорьях Хермона еще до сих пор реальность, надо быть очень осторожным, хотя и предупреждают


В Евангелии посещение Кесарии Филипповой является переломным событием во всем повествовании. С этого момента постепенно начинает раскрываться тайна личности Иисуса, и на первый план выходит тайна Его страданий, приоткрывается тайна домостроительства Божия о спасении человечества. И с географической точки зрения это также некий переломный момент, так как именно из Кесарии Филипповой Господь отправляется в Иерусалим, чтобы принять страдания и крестную смерть за грехи всего человеческого рода. Дальше в Евангелии идет речь о Преображении на Фаворе и о восхождении в Иерусалим. Теперь, когда сами будете читать этот отрывок или слышать в церкви - он будет всегда у вас связываться с местом, где эти великие слова были произнесены.


Никола Пуссен, Исповедание Петра (сер. 17-го века)

Евангелие от Матфея, глава 16-я:

13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? 14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. 15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? 16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. 17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; 18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; 19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. 20 Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.

21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. 22 И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! 23 Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. 24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, 25 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; 26 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? 27 ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. 28 Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.


(а наш репортаж с севера будет еще продолжен)



Posts from This Journal by “Израиль” Tag

  • Иерусалимские зарисовки

    Накануне праздника на Голгофе безлюдно (в двух словах целая повесть - и о прошлом и о настоящем) у Кувуклии Гроба Господня у…

  • Хамат Гадер, древний курорт с новым содержанием

    И немного красоты вокруг. Спускаемся с Голанских высот в долину самого крупного притока Иордана - реки Ярмук. Впереди Иорданская долина, нагорье на…

  • на вершине горы Арбель

    Продолжение фотоотчетов о поездке гидов Русской духовной миссии в Иерусалиме по Галилее и северу Израиля, сегодня гора Арбель Арбель - это…


  • 1
На выходе из Баниаса, прямо на ручье, в помещении старой мельницы, находится ресторанчик с самыми лучшими кебабами во всём Израиле. Мы туда из Хайфы за ними ездим.

Волшебная красота! И да, в таком скалистом месте сразу понятны слова о камне

Север Израиля. Часть 3. Кесария Филиппова или Баниас. Ию

Пользователь pravoslavnoe сослался на вашу запись в своей записи «Север Израиля. Часть 3. Кесария Филиппова или Баниас. Июнь 2016.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Север Израиля, часть 3-я, Кесария Филиппова или Баниас [...]

Очень круто, спасибо!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account