stalker

father_ingwar

Смерти нет, Любовь побеждает смерть.

фотозаметки о жизни


Previous Entry Share Next Entry
Хамат Гадер, древний курорт с новым содержанием
stalker
father_ingwar

И немного красоты вокруг.  Спускаемся с Голанских высот в долину самого крупного притока Иордана - реки Ярмук. Впереди Иорданская долина, нагорье на израильской территории и даже справа в кадре за холмами видна вершина горы Фавор. Слева за Ярмуком плоскогорье Гилад (Галаад), на этом прямо месте в 636 году произошла эпохальная битва при Ярмуке между византийцами и мусульманами, о ней чуть позже.  Прямо внизу в долине Иордана было открыто одно из древнейших поселений на Земле, по нынешнему киббуцу названное Шаар а-Голан. Про него тоже дам небольшую справку, тем более, что недавно мимо него проезжал, но в киббуцный музей не смог попасть, а это как раз моя основная тема - доисторические поселения в Леванте.

Это продолжение нашего декабрьского путешествия с гидами Русской духовной миссии в Иерусалиме. В той поездке Хамат Гадер был последним пунктом, экскурсия, горячие источники, обед и возвращение домой. Но среди наших репортажей это еще не последний.


дорожка вьется вниз, с километровой высоты Голанского плоскогорья мы спускаемся примерно к отметке минус 200 метров ниже уровня моря, верхняя половина кадра это уже Иордания, влево через 20 км будет Сирия.





долина Ярмука - если приглядеться, то виден взорванный еврейскими партизанами в 1946 году железнодорожный мост Хиджаззкой ж/д, граница между Иорданией (слева) и Израилем (справа) проходит по реке, внизу долины.

И немного истории о нагорье, которое мы видим посередине.  Из Вики - Битва при Ярмуке — сражение между Византией и Арабским халифатом за контроль над Сирией в ходе Арабского завоевания Сирии и Палестины, состоявшееся 20 августа 636 года.
В 634 году мусульмане завоевали Дамаск и большинство городов южной Сирии. Византийский император Ираклий I собрал армию — численностью в 240 000 человек для отвоевания Сирии. Византийские авторы упоминают двух командующих этой армией - сакеллария (казначея) евнуха Феодора Трифориуса (англ.)русск.и армянина Ваана/Вагана, который ревниво относился к тому, что общее командование было поручено Феодору. Арабские же авторы считают командующим Вагана (Бахана) и лишь в отдельных случаях упоминают сакеллария.
Мусульмане противопоставили им 40 000 воинов. Ими командовал Халид ибн аль-Валид, один из сподвижников Мухаммада.
Ход сражения: Битва при Ярмуке продолжалась три полных дня, не считая двух дней, когда боев не было. Центром арабского войска командовал Абу Убайда ибн аль-Джаррах, правым флангом — Муаз ибн Джабаль, левым — Наффас ибн Усама аль-Кинани. Во главе пехоты стоял Хашим ибн Утба. Внутри эти основные корпуса делились на мелкие племенные отряды, каждый из которых имел своё знамя. В центре стояли сводный отряд из тысячи сподвижников пророка, сводный отряд пехоты и аздиты. На правом фланге стояли йеменские племена. На левом фланге — в основном североарабские племена и североаравийские и сирийские племена с южноарабской генеалогией. Важнейшей ударной силой армии, кавалерией, разделенной на четыре группы, командовал сам Халид ибн ал-Валид. Лагерь арабов, со всем имуществом и семьями, находился на высоком холме.
В первый день, после кавалерийских атак с обеих сторон, византийский левый фланг атаковал правый фланг арабской армии, две атаки были отбиты, но после третьей йеменцы побежали в сторону лагеря. Оставались лишь отдельные островки сопротивления вокруг племенных знаменосцев. Византийцы ворвались в лагерь, но беглецы, которых арабские женщины встречали руганью и кольями от палаток, опомнились и стали обороняться. Подоспевшая кавалерия отбросила византийцев на исходную позицию. Попытка византийцев опрокинуть левый фланг также потерпела неудачу. Византийским атакам препятствовал пыльный ветер из пустыни и солнце, светившее в глаза. Воины завязывали рот и нос, чтобы спастись от пыли. Во время контратаки Халида погиб командующий правым флангом византийцев, Ибн Канатир, арабы нашли его с закутанной в плащ головой, и это породило рассказ о том, что он закрыл лицо, чтобы не видеть позора поражения.
Византийским войскам, в отличие от сплоченной религиозным духом арабской армии, мешало внутреннее соперничество между командирами. Арабские источники отмечали, что будто бы Григорий приказал Ибн Канатиру (или наоборот) атаковать мусульман, но тот ответил, что он такой же командир, и не подчинился приказу. В арабском историческом предании указано событие, изложенное и в «Истории» Феофана Исповедника, согласно которому после поражения, нанесенного арабами Феодору Сакелларию, войска Ваана восстали и объявили своего командующего императором. Раздором воспользовались мусульмане, напавшие и разгромившие Вагана.
Во второй половине дня византийские конные лучники подвергли наступающие арабские соединения интенсивным обстрелам с целью нарушить их замысел. Как рассказывает Аль-Вакиди, в результате этого многие наступающие были лишены зрения, и наступление в этом направлении захлебнулось[1]. Мусульмане отступили для того, чтобы реорганизоваться и вновь пойти в атаку. На этот раз она оказалась удачной: утраченные позиции были возвращены, а византийцы стали отступать.
К исходу третьего дня боев арабская кавалерия совершила прорыв по правому флангу и вышла в тылу византийцев к переправе через вади Руккад. Утомленная многодневным сражением, византийская армия бросилась в паническое бегство в густой пыли в предвечернее время (арабские историки говорят о густом тумане). Отступавшие, преследуемые конницей и не видевшие дороги, падая с обрывистых берегов вади Руккад и Ярмука, насмерть разбивались о камни.
Оба византийских предводителя Ваан и Феодор пали в битве при Ярмуке.
Следствием поражения византийцев при Ярмуке было подчинение мусульманами всей Палестины. Мусульманские войска осадили Иерусалим. Доведенный до крайности, Софроний согласился на капитуляцию и сдал город лично халифу Омару. Известны в этом случае кротость и великодушие Омара. Жители города получили свободу совести; они обязаны были платить только умеренную подать. Христианские церкви остались неприкосновенны. Ещё до взятия города большая часть церковной утвари была отправлена морем в Константинополь. Иерусалим был взят арабами в 637 году.



виден Хамат-Гадер, цель нашего путешествия, прямо посередине кадра, вы видите тель, остатки древнего города.


добро пожаловать в бассейны с крокодилами (через 650 метров) как бы намекает нам Кока-Кола (не реклама)


и такие лапушки...

По википедии:  Хама́т-Гаде́р (ивр. ‏חַמַּת גָּדֵר‏‎ — горячие источники Гадера) — урочище в долине реки Ярмук у южного подножия плато Голан (юго-восточнее озера Кинерет) на границе Израиля и Иордании. Название связано с наличием пяти горячих источников (42 °C), обладающих целебными свойствами благодаря большой концентрации минеральных солей. Близость к древнему городу Гадер (Гадара), в чьих пределах Хамат-Гадер находился в период Мишны и Талмуда, определяет вторую часть названия места.
Хамат-Гадер был хорошо известен ещё во времена Римской империи. Во II веке началось строительство бань 10-м римским легионом, расквартированным в Гадере. До сих пор сохранились постройки римско-византийского периода и сооружения мусульманского периода, когда были внесены основные изменения в постройки. Некоторые постройки были повреждены в VII веке и восстановлены при Омейядах, правивших из Дамаска. В IX веке постройки перестали использоваться, и до наших дней сохранились только их живописные руины.
Граница между подмандатной Великобритании Палестиной и подмандатной Франции Сирией была установлена в 1923 году, и Хамат-Гадер вошёл в зону британского мандата. После войны за независимость Израиля (1948) Хамат-Гадер формально относился к Израилю, но был оккупирован сирийскими войсками. Во время 6-дневной войны 1967 году был установлен израильский контроль над Хамат-Гадером. С открытием здесь курорта в 1977 году место превратилось в международный туристический центр и курорт с горячими источниками.
С периода арабского вторжения район Хамат-Гадера был в запустении вплоть до конца XIX века, когда через него прошел участок Хиджазской железной дороги и через реку Ярмук был построен железнодорожный мост. В 1946 году этот мост был взорван бойцами Палмаха в ходе борьбы с британским режимом (т. н. «Ночь мостов»). В этот период район Хамат-Гадера представлял собой узкий, протяженностью в 5 км, участок подмандатной Великобритании Палестины, вклинившийся между территорией подмандатной Франции Сирии (с 1923 года включавший в себя и плато Голан) и Трансиорданией (плоскогорье Гилад).
В ходе Шестидневной войны Хамат-Гадер, названный арабами Эль-Хамма, был возвращен под израильский суверенитет и передан киббуцу Мево-Хамма (в 5 км к северо-западу от Хамат-Гадера). Однако этот район не мог развиваться из-за частых вооруженных столкновений с иорданскими войсками и отрядами ООП. После сентября 1970 года, с изгнанием ООП с территории Иордании, в районе Хамат-Гадера наступило спокойствие и начались работы по развитию этого района.
В ходе археологических раскопок в Хамат-Гадере были обнаружены руины синагоги VI века с великолепным мозаичным полом (находится ныне в здании Верховного суда в Иерусалиме). Была произведена реставрация мечети и древних римских бань, оборудован новый комфортабельный комплекс купален.
Кроме того рядом с вновь оборудованным курортно-туристическим комплексом киббуц Мево-Хамма в содружестве с рядом других киббуцов на Голанах открыл ферму по разведению крокодилов. Продукция этой и второй фермы, существующих в долине реки Иордан, составляет существенную часть мирового экспорта крокодиловой кожи.  С 1977 года часть крокодиловой фермы и небольшой зоопарк включены в туристический комплекс Хамат-Гадер.


и немного об обитателях Хамат Гадера






"Мадам, уже падают листья..."






ужас, летящий на крыльях ночи...


... оказался не таким уж ужасным и вполне добродушным кайманчиком


лежбище.
вообще место довольно скучное на самом деле, если конечно вы едете купаться в горячих целебных источниках, то да, а так тут довольно уныло - историческая часть практически не оформлена, много грязи и мусора, ( ну это же местный народ отдыхает), покушать нормально негде, обед наш провалился, взяли в кафе на вынос всякой салатной ерунды и на лужайке на лавочках это съели, ибо с утра ничего не кушали. Крокодилы лежат себе - им вообще окружающая действительность не интересна. Есть еще страусы и горные козлы, но это совсем неприглядно.  Так что утешаться тут можно только исторической памятью и, для любителей, горячими источниками.


пограничный пост на иорданской территории


развалины купален Хамат Гадера




Зато какая чистая вода, зеркальное отражение...

и для тех, кто дочитал до конца, небольшая справка об одном из древнейших поселений человека на Земле, причем каком красивом и масштабном, первая на Земле керамика, первые мощеные улицы, первые колодцы и т.д. Надеюсь доехать до музея Шаар а-Голан и сделать более интересный материал. Ярмукская культура наряду с натуфийской - мои любимые периоды древней истории, жаль, что не так много литературы на эту тему, особенно на русском языке. Могу порекомендовать редкую книгу, выпущенную правда не очень давно - Э. Анати. «Палестина до древних евреев», она есть и в сети https://www.e-reading.club/book.php?book=1003072


Википедия: Ярмукская культура — неолитическая археологическая культура, существовавшая на территории доисторического Леванта. Это была первая из культур территории Ханаана, изготавливавшая керамику (см. докерамический неолит), и одна из первых керамических культур на территории Леванта в целом. Пришла на смену тахунийской и сменилась Гасульской культурой. Некоторые исследователи относят данную культуру к куро-аракской.
Название происходит от реки Ярмук, протекающей вблизи типового памятника Шаар ха-Голан, кибуца у подножия Голанских высот.
Шаар ха-Голан: Первое ярмукское поселение было раскопано в Мегиддо в 1930-е гг., но тогда ещё исследователи не поняли, что речь идёт о ранее неизвестной неолитической культуре. В 1949 г. в Шаар ха-Голан профессор Моше Стекелис впервые идентифицировал ярмукскую культуру периода керамического неолита, занимавшую части Израиля и Иордании. Памятник, датируемый около 6400-6000 гг. до н. э. по калиброванной хронологии, располагался в центральной части долины реки Иордан, на северном берегу реки Ярмук. Его размер составлял около 20 гектаров, что делало его одним из крупнейших поселений в мире своего времени. Хотя после этого были обнаружены и другие памятники ярмукской культуры, Шаар ха-Голан был наиболее крупным из них, и был, вероятно, центром этой культуры.
Памятник раскапывали две команды археологов из Еврейского университета в Иерусалиме: одна под руководством Моше Стекелиса (1949—1952), а вторую возглавлял Йосеф Гарфинкель (1989—1990, 1996—2004). Хотя во время ранних раскопок архитектурные объекты не были найдены, в ходе вторых раскопок обнаружили крупный дом со двором площадью примерно 250—700 м² (в зависимости от критериев оценки площади). Архитектурная концепция «дома со двором» до настоящего времени применяется в традиционных средиземноморских культурах. Монументальные сооружения такого масштаба неизвестны в других местах в ту эпоху. Дома состояли из центрального двора, окружённого несколькими маленькими помещениями.
Между домами пролегали улицы, что говорит о развитой общинной планировке. В ходе раскопок обнаружена центральная улица шириной около 3 метров, вымощенная галькой, закреплённой глиной, и узкая извилистая аллея шириной 1 метр. Это самые ранние улицы, обнаруженные в Израиле, и одни из самых ранних созданных человеком улиц. Колодец глубиной 4,15 м, прокопанный к местным грунтовым водам, указывает на знание основ гидравлики. Среди экзотических объектов, обнаруженных в ходе раскопок — морские раковины из Средиземного моря, сосуды из полированного камня (алебастр или мрамор) и лезвия из анатолийского обсидиана (импортированного из земель, находившихся на удалении более 700 км).  Главной технологической инновацией неолита в Шаар ха-Голен было производство керамики. Здесь она появляется впервые в истории Израиля и даёт начало эпохе керамического неолита. Керамические сосуды имеют разнообразную форму и размеры и использовались для различных целей в домашнем хозяйстве. Каменные и глиняные цилиндрические предметы эпохи неолита, найденные в районе Шаар Ха-Голан, возможно, представляют собой самые древние спички.
В Шаар ха-Голане найдено около 300 предметов искусства. В одном из домов обнаружено около 70 статуэток, (большей частью) антропоморфных, из камня (гальки) или обожжённой глины — ни в одном другом доме эпохи неолита не было найдено столько доисторических статуэток. Подавляющее большинство статуэток изображают женщин. Керамические статуэтки имеют гипертрофированные детали и в целом экстравагантный внешний вид, тогда как фигурки из гальки более-менее абстрактны и минималистичны.
Помимо Шаар ха-Голана, изделия ярмукского типа обнаружены в 20 других местах в Израиле, Иордании и Ливане. Среди них:
Телль-Мегиддо (Израиль)
Эйн-Газаль (Иордания)
Мунхата (Израиль)
Телль-Кишион (Израиль)
Хамадия (Израиль)
Айн-Рахуб (Иордания)
Абу-Тавваб (Иордания)
Фаюмская культура
Хотя ярмукская культура занимала лишь небольшие территории на севере Израиля и севере Иордании, ярмукская керамика была обнаружена и в других местах в регионе, в том числе при раскопках улицы Хабашан в Тель-Авиве, я об этом уже писал, тут такой большой исторический плюс Тель-Авиву и севернее в Библе.






Recent Posts from This Journal

  • Есть такой городок Матера

    Пора начинать делать отчеты о нашей паломнической поездке в Бари и Рим, но начнем с небольшого городка Матеры, тем более, что на днях я как…

  • Иерусалимские зарисовки

    Накануне праздника на Голгофе безлюдно (в двух словах целая повесть - и о прошлом и о настоящем) у Кувуклии Гроба Господня у…

  • Уходим на каникулы до 1 августа

    Не беру с собой компьютер, только айпад. Не знаю получится с него делать записи или нет. Текстовые-то наверняка получатся, а с фото не знаю. До…

  • День святых апостолов Петра и Павла

    На подворье Русской духовной миссии в Яффо. Главный репортаж находится на сайте Миссии http://rusdm.ru/gallery/520, а я предлагаю черно-белый…

  • Мамертинская тюрьма

    Место заточения апостолов Петра и Павла в Риме. К празднику Первоверховных апостолов. по дороге от Алтаря Отечества к Мамертинской тюрьме…

  • место упокоения апостола Павла

    В течение Петрова поста продолжаем паломничество к местам, связанным с Первоверховными апостолами Петром и Павлом Базилика Святого Павла за…


  • 1
Хамат-Гадер - одно из моих любимых мест отдыха. Но да, кроме как в источниках поплескаться, там делать особо нечего.

PS: У kot_bayun есть очень хорошие и подробные посты по всякие не слишком известные места. Только что он опубликовал подборку про Верхнюю Галилею, а чуть раньше был отличный пост про Голанские высоты.

спасибо, буду смотреть, хотя я вроде на него был подписан, но давно не видел его записей

  • 1
?

Log in

No account? Create an account