stalker

father_ingwar

Смерти нет, Любовь побеждает смерть.

фотозаметки о жизни

День 4-й. Паломничество во Святой Город.
stalker
father_ingwar
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Нераздельной и Единосущной Троице покланяемся!
Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый!

В 11 часов утра мы вышли из гостиницы, практически без опоздания. Маршрут почти у всех паломнических групп одинаковый, конечно если бы не ночная служба, мы бы начали наш поход по Старому Городу часов в 8 - 9, когда еще не настолько жарко. По улице, названной в честь победителя крестоносцев Салахаддина, мы выходим к Цветочным воротам. Около входа в Старый Иерусалим наш гид Роман дает общую ориентировку на сегодняшний день - куда и зачем мы пойдем.

Спускаемся вдоль старинных стен в сторону прекрасного вида на Масличную гору и, повернув за угол крепости, оказываемся на обширном мусульманском кладбище. Когда Рома начал рассказывать вкратце историю Иерусалима и событий, происходивших на Елеонской горе, откуда-то из-за могил вышел представитель местного народа, который сказал что-то вроде: судя по виду вы не мусульмане, а немусульманам нельзя быть на этом кладбище, даже живым. Роман объяснил ему, что народ приехал из России помолиться у святынь Иерусалима. Тогда представитель местного народа выдал гениальную фразу: на этом кладбище могуть быть только мусульмане и те, кто приехал из России! (оле оле оле!)

Мы прошли дальше к Золотым воротам, ворота были заложены еще крестоносцами, в этом месте входил в Город Спаситель мира. Не очень понятно (если поразмыслить) для кого и кем ворота будут разобраны в будущем, но мифы на этот счет есть.

Прекрасный вид открывается от Золотых ворот - Гефсимания: русский монастырь Марии Магдалины, настоящая жемчужина Иерусалима, два католических храма и сам Гефсиманский сад. На фото не видно храма архидиакона Стефана и Гробницы Богородицы, а также колокольни Вознесенского монастыря под названием "Русская свеча"

Поговорив об истории Золотых ворот и полюбовавшись на виды Елеонской горы, мы вернулись к Стефановым (они же Львиные, они же Ситти Мариам) воротам. И попутно взяв запас питьевой воды, жара уже разыгралась не на шутку, начали свое восхождение в Старый город по дороге, ведущей к Крестному пути. Первым местом, где мы сделали остановку стал греческий монастырь Рождества Богородицы. Дом на иерусалимской улице с храмом и монастырскими помещениями стоит над тем местом, где в древности стоял дом праведных Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы, из храма мы спустились по узкой лестнице на несколько метров вниз к раскопанным "апартаментам" времен 1-го века по Р.Х., а из этой полупещеры сошли еще ниже метра на 3-4 туда, где и был по преданию дом святых Богоотцов.

Следующим пунктом для всех паломников является католический монастырь, на территории которого располагается раскоп упоминаемой в Евангелии от Иоанна купальни Вифезда. К сожалению туда мы не попали - было закрыто. Дальше крепость Антония, точнее место этой крепости, где находился римский гарнизон и где Спаситель подвергся пыткам и надругательству от солдат (да и от самого Пилата). Крепость в евангельское время примыкала к храмовой горе, и наместник кесаря мог через специальные окна наблюдать за происходящим вокруг Иерусалимского храма. Римские же солдаты, народ грубый и неотесанный, по свидетельству очевидцев занимались оскорблением чувств верующих иудеев, демонстрируя с крепостной стены всякие гадости.

Роману удалось договориться с местными и нас провели на территорию школы, из двора которой мы смогли заглянуть на храмовую гору. Сейчас на месте Иерусалимского храма находится мечеть - Купол Скалы (Куббат ас-Сахр), которую часто не очень верно называют мечетью Омара. СПРАВКА: Построена в 705 г. Сейчас это здание не используется в качестве мечети. Это не дом молитвы, а архитектурный памятник, оберегающий камень, с которого якобы вознёсся пророк Мухаммед, на котором стоял Ковчег Завета во времена Первого Храма и с которого, по иудейской традиции, началось сотворение мира. Доступ в Купол Скалы запрещён мусульманами для всех «неверных».

Далее мы приблизились к Лифостротону - судилищу, на котором Пилат вынес приговор Спасителю, сейчас это католический монастырь, в нижних помещениях его можно наблюдать древнюю цистерну для сбора воды, а также мостовую времен первого века. В монастыре оборудованы специальные местна для чтения лекций, есть и наглядные пособия - все это нам продемонстрировал наш замечательный экскурсовод.

Так как мы вышли из гостиницы достаточно поздно, то многие святыни для нас оказались недоступны, так мы не попали в греческий монастырь Претория, то самое место, где Иисус находился в темнице (известный сюжет православной скульптуры - Христос в темнице), и откуда началось несение Креста на Голгофу.
Современный Крестный путь проходит по очень оживленным торговым улицам - может и в те времена народ бойко торговал, пока Спаситель, измученный пытками с трудом нес Крест. (хотя нет - наверное уже был праздник Пасхи, народ должен был готовиться к празднику)

Мы прошли по Крестному пути до русского храма святого благоверного князя Александра Невского, так называемого Александровского подворья. Внутри храма находится раскоп конца 19 века, в котором были обнаружены остатки стен Иерусалима 1-го века, а также порог Судных врат, ведущих на Голгофу. Это теперь Голгофа и Гроб Господень находятся внутри стен старого города, но эти стены построены после крестносцев, веке в 16. А тогда район горы Голгофы был за городом, и Спаситель был распят вне града, как об этом и повествуют евангелисты.

В русском храме, который принадлежит Миссии в Иерусалиме русской Зарубежной церкви, нам не разрешили фотографировать. Ну что же - видимо такая планида. Помолились, приложились к святыням - тут есть 2 иконы в сказочных окладах - преподобного Сергия Радонежского, в память об убиенном Великом князе Сергие Александровиче и преподобномученицы Елисаветы Феодоровны.

После Александро-Невского храма мы, уставшие от жары сели в ближайшем кафе выпить сока и кофе и съесть ради праздника Святой Троицы мороженого. В храм Гроба Господня решили теперь прямо не идти - мы были там ночью, и можем прийти в спокойной обстановке после ужина.

Но вместо самого храма посетили несколько очень интересных мест: вернулись немного назад по Крестному пути и зашли к Храму Гроба Господня сзади, со стороны, где расположены коптские и эфиопские храмы. В коптском храме святых Константина и Елены (строителей храма Гроба) посмотрели на древнюю цистерну, в эфиопском просто ознакомились с устройством храма и вышли на площадь перед Храмом Гроба, откуда прошли в православные храмы, помещающиеся под колокольней и рядом с ней.

Эфиопский монастырь снаружи - построен в стиле монастырских зданий в самой Эфиопии

Эфиопская церковь внутри

По пути встретили такую замечательную семью коптов, идущих с крещения своей маленькой принцессы - какие они чудесные и радостные!

Православный храм в честь 40-ка мучеников под колокольней Храма Гроба Господня. Между прочим крыша есть не надо всем этим храмом. Когда то тут было сильное землетрясение, разрушившее часть колокольни и часть перекрытия храма - колокольню восстановили, но крыша не полностью закрывает храм.

Рядом еще небольшая церковь вмц. Екатерины (если я не ошибаюсь)

Прошли по Храму, по основным местам его - все бы хорошо, но под конец нас стали выгонять католики (не все конечно - а один какой-то весьма грубый брат, расчищавший дорогу грядущему вечернему шествию католиков по храму). В общем из-за их молитвенного шествия по Храму мы вынуждены были скомкать и наше молитвенное нахождение в церкви и даже немного возмутиться на поведение "собратьев". Решили вернуться в Храм вечером.

Несколько фото из Храма Гроба Господня:

Разлом скалы под Голгофой - когда Господь умер на Кресте, гора раскололась и завеса в Иерусалимском храме разорвалась надвое.

Армянская церковь царицы Елены. Тут нас и застало шествие католиков... Этот храм находится ниже уровня общего Храма Гроба, а ниже этой церкви еще небольшая пещера - остатки древней цистерны, где был обретен Крест Христов.

Кувуклия со стороны копсткой часовни, примыкающей к самому Гробу Господню

Одно из любимейших мест в Храме - часовня, где сейчас идет ремонт, а раньше в трех нишах этой часовни располагались иконы - святых Мироносиц, Апостолов и Божией Матери с полузакрытыми глазами - наши паломники очень любят эту икону. И сейчас тут красиво, но с той иконой было гораздо красивее и молитвеннее (если так можно сказать - ну вы-то понимаете о чем я).

Потом направили наш путь на гору Сион, в греческий храм, где в это время совершалась праздничная вечерня. Там же на Сионе мы планировали посетить Сионскую Горницу - место Тайной Вечери и Сошествия Святого Духа на апостолов, а также по возможности и католический Сионский собор в честь Успения Богородицы, который стоит на предполагаемом месте дома Апостола Иоанна Богослова, у которого по завету Спасителя и жила последние годы Дева Мария ("Жено - се сын Твой, чадо - се Мати твоя, и от того часа прият ю ученик во своя си" сказано было Распятым).

Путь наш лежал через иудейский квартал и тут надо же, часть наших паломников потерялась. Отправив с Дашей (помощницей Романа) народ в сторону Сионских ворот, мы с Романом стали искать наших, проходя по переулкам, где они могли появиться, выбора дорого у них было не так много, в общем рано или поздно народ нашелся и мы проследовали на Сион.

Среди арабов-мусульман периодически селятся религиозные евреи, вторгаются на территорию - но это дорогого стоит, жить приходится за несколькими слоями колючей проволоки и под круглосуточной армейской охраной, даже ходить в магазин в этом районе приходится в сопровождении охраны. А детская площадка на крыше дома за колючей проволокой?!

В переулках Старого Города

Строительство большой новой синагоги в еврейском квартале (минарет к делу не относится)

Собор Успения на Сионе (перед храмом православное кладбище и небольшой православный храм)

На Сионе мы успели прямо к окончанию вечерни, получили благословение греческого Митрополита, возглавлявшего службу и сразу пошли обратно - в сторону Сионской Горницы. Рядом с православным кладбищем тут же на Сионе есть небольшая семинария Иерусалимского Патриархата. В семинарском храме находятся мощи священномученика Филуменоса, священника, которого зверским образом убили в 70-е годы 20-го века на колодце Иакова в Самарии. Греки уже прославили его как святого. Мощи его почивают открыто в храме, они нетленные. К сожалению в этот раз мы не смогли попасть в семинарию.

Сионская Горница и гробница царя Давида (на первом этаже Горницы) были тоже закрыты, но, утешившись тем, что в самой Горнице сейчас ничего нет - место принадлежит иудеям, которые попытались из него сделать суперэкуменическую молельню - то есть просто пустой зал, молись кто как хочет, поднялись по известному только нашему гиду проходу на самую крышу этого здания. И тут, прямо на крыше прочитали из книги Деяний святых апостолов повествование о Схождении Святого Духа! С Сиона нам открывался Иерусалим в лучах заходящего солнца, мы спели несколько песнопений праздника Троицы и спустились на землю.

У входа в Сионскую Горницу, а попутно и в местную ешиву (еврейскую школу), стоит памятник царю Давиду. Памятник сооружен на деньги наших благотворителей - хотели как лучше, но... По иудейским законам изображения людей невозможны, а особенно около их духовной шклоы, поэтому бедному царю достается по полной программе - у арфы (кинора) Давида оборвали струны, самому царю несколько раз отпиливали нос, а в последнее время стали бороду и волосы раскрашивать в неестественные гламурные цвета.

На обратном пути в отель некоторые из нашей группы захотели посмотреть на Стену плача (кстати тут в Иерусалиме ее так не называют - она тут просто Западная стена, потому что это и есть западная стена подпорной конструкции на которой сверху когда-то и располагалась храмовая площадь и сам Храм). Ну раз захотели, пришлось народ провожать. К самой стене не пошли, чтобы не сеять ничего среди местного народа - я-то помню что в 90-х мы проходили неподалеку от стены и были в рясах, за что и были серьезно оплеваны (то есть буквально). Роман привел нас на место откуда видна вся площадь у Стены плача - вот оттуда я и сделал фото.

По пути - в глубинах еврейского квартала.

И благополучно вернулись в гостиницу! И все-таки после ужина мы сходили в храм и спокойно помолились у святынь. Вечером храм закрывается примерно в 9 и до полуночи, когда начинаются службы у армян, католиков и православных - продолжающиеся где-то до 4-5 часов. Мы успели как раз под закрытие храма. Слава Богу!

(заканчиваю поздно ночью - могут быть и ошибки, утром проверю и исправлю, прошу снисхождения)

• 1
(Deleted comment)
ага - я на месте кстати сижу, можешь позвонить

Невероятно! Даже нам трепетно смотреть...

И всё-таки есть ощущение какого-то вавилона там, обилия разных культур и верований в одном месте.

Спасибо! Интересно, и фотографии прекрасные...:)

Прекрасные фотографии, отче! Все-таки сколько людей не фотографируют святые места, а у каждого - свое получается. :)

Иерусалим и Святая Земля неисчерпаемы, потом в 94 году было одно, в 96 - другое, в 5-м третье, а теперь я смотрю на все совсем по-другому. Это ведь как Евангелие - каждое прочтение открывает что-то новое, а ведь слова те же, и Христос той же - во веки!

Naum

(Anonymous)
Интересно, каждый приезд в Иерушалаим, это всегда что то новое...
Сколько бы не приезжал...Жду продолжения ваших странствий по СВЯТОЙ ДЛЯ ВСЕХ НАС ЗЕМЛЕ.

Спасибо за прекрасный рассказ и фото

Мощи свщмч. Филумена пересены на Колодец Иакова в августе 2008 г.

Спаси Господи! Кстати я уточнил - в эти дни его мощи были как раз в Иерусалиме, в одном из греческих храмов, но мы все равно к ним не попали.

из уважаемого журнала НОВЫЙ КОВЧЕГ

Священномученик Филумен (Филуменос)

17/30 ноября 1983 г. Его Святейшество Диодор, Патриарх Иерусалимский и всея Палестины, в coпровождении греческих епископов, архимандритов, священников и монахов coвершил открытие мощей архимандрита Филумена, замученного четыре года назад у Иаковлева Колодца в Наблусе.

Гроб о. Филумена был с предосторожностями извлечен из могилы на кладбище Братства Гроба Господня на г. Сион. Когда гроб открыли и сняли покров, было обнаружено почти полное нетление останков. Тело о. Филумена было обмыто в вине и обвернуто новым покровом; затем была отслужена панихида.

Архимандрит Филумен был хранителем греческого монастыря при Иаковлевом Колодце в Самарии (ныне Наблус, на Западном Берегу Иордана). Инок святой жизни и пламенной веры, верный слуга Христов, он был известен духовенству и монахам Святой Земли.

Незадолго до убийства о. Филумена, группа еврейских фанатиков потребовала от него, чтобы он убрал крест и иконы от Иаковлева Колодца под тем предлогом, что символы христианства мешают им молиться в этом священном для них месте. Он отказался это сделать, напомнив, что Иаковлев Колодец был и остается православной святыней многие coтни лет. В ответ была высказана угроза, что если он не уйдет оттуда, то пусть готовится к худшему.

16/29 ноября 1979 г., в день памяти св. апостола Матфея, во время исключительной силы ливня, убийцы ворвались в монастырь. Они нанесли о. Филумену топором в лицо две крестообразные раны — сверху вниз и от уха до уха, — выкололи ему глаза и отрубили по частям пальцы правой руки, которыми складывается знак креста.

Убийства, однако, им было недостаточно, и они принялись за осквернение церкви: разбили Распятие, разбросали и изгадили святые coсуды, и coвершили другие отвратительные святотатства.

Гражданские власти государства Израиль объявили, что ведется разследование, однако никаких результатов не последовало.

взято отсюда: http://novkovcheg.ru/article_13.html

Re: из уважаемого журнала НОВЫЙ КОВЧЕГ

Святый Священномучениче Филумене, моли Бога о нас!

ворота были заложенны мусульманами чтоб машиах не прошел. Он должен пройти именно через эти ворота

Золотые ворота
Старейшие ворота Иерусалима, и единственные, ведущие прямо на Храмовую гору. Как указывает Книга пророка Иезекииля (44:1-3), Мессия въедет в Иерусалим на белом осле через Золотые ворота, и существующие ворота будут заменены новыми.

Существующие ворота построены в районе 520 года, рядом обнаружены остатки существенно более древних ворот периода Второго Храма.

Распространённое представление о том, что через Золотые Ворота войдёт Мессия, привело к тому, что османский султан Сулейман Великолепный приказал в 1541 году замуровать ворота. Кроме того, перед воротами мусульмане расположили кладбище, в иудаизме считающееся нечистым местом.

Около Лифостротона - Крест для желающих пронести его по Крестному пути (Via Dolorosa)/

За деньги дают нести? И стоит ли подвизаться на такую тему?

греки не знаю, но бывает промышляют арабы - у них разделение труда - у Лифостротона на улице могут предложить Крест совсем бесплатно и ты его несешь несешь, а у храма Гроба Господня уже ждет напарник и просит денег - типа ты попользовался, давай плати, и вроде понимаешь, что попался. Лучше не попадаться, они наглые и скандальные.

понятно. лучше с ними не связываться, точно.