Пчелинцев Игорь (father_ingwar) wrote,
Пчелинцев Игорь
father_ingwar

Categories:

Иерусалим. Окончание. Любовь побеждает смерть.

Совсем виноват перед многими за неоконченные записки об Иерусалиме и об Афоне. Ну вот решил завершить. Хотя бы в виде картинок и индекса предыдущих публикаций.
ПРЕДЫДУЩИЕ ПОСТЫ ПРО ИЕРУСАЛИМ:
http://father-ingwar.livejournal.com/72198.html
http://father-ingwar.livejournal.com/72593.html
http://father-ingwar.livejournal.com/72948.html
http://father-ingwar.livejournal.com/72997.html
http://father-ingwar.livejournal.com/73324.html
http://father-ingwar.livejournal.com/73922.html
http://father-ingwar.livejournal.com/74468.html
http://father-ingwar.livejournal.com/75305.html
http://father-ingwar.livejournal.com/76106.html
http://father-ingwar.livejournal.com/76347.html
http://father-ingwar.livejournal.com/77328.html
http://father-ingwar.livejournal.com/78078.html
http://father-ingwar.livejournal.com/78739.html
http://father-ingwar.livejournal.com/80947.html

На самом деле это был предпоследний день, но в день последний мы посетили гробницу пророка Самуила(смотрите по ссылке про гробницу Пророка), побывали традиционно в Лоде (Лидде), где посетили храм св. вмч. Георгия Победоносца, помолились у его гробницы и поехали в аэропорт.

Самое запомнившееся из предпоследнего дня. Наш гид Рома уговорил нас посетить Фаранскую лавру, она же монастырь преп. Харитона великого (Харитона исповедника). Проблема была в том, что монастырь ныне находится на территории заповедника, куда вход и въезд платный (14-20 шекелей с человека). Но все согласились и мы поехали. Первое препятствие: когда мы доехали до таможенного поста (или назовем его въездом в заповедник) и уже начали собирать деньги и посещать убогий пустынный туалет, наш водитель наотрез отказался ехать вниз по серпантину. Мол большие автобусы туда не ездят, мы все упадем в пропасть и так далее. Парень не на шутку струхнул - его даже не вдохновили наши телефонные переговоры с хозяином автобусной фирмы и указания хозяина по телефону.







Для начала водитель не вписался в поворот на серпантине - еще до въезда в заповедник. И почти радостный сказал - "моя не ехать". Благо Иерусалим был недалеко - лавра находится в долине, которая идет за поселением Маале-Адуммим. Это пригород Иерусалима или теперь даже его часть. Приехал сам хозяин автопарка! Смысл его разговора с водителем остался нам непонятен :))) Но хозяин сам сел за руль большого автобуса и резво спустил его к таможне у заповедника.

Пока мы расплачивались и обозревали пустынную долину, хозяин нашел по телефону микроавтобус, который был внизу в долине и вызвал его наверх - так по 8-10 человек мы переправились по горной дороге вниз к оазису.


Уникальность Фарана в том, что он имеет свою воду. Источник, который с самой древности питает местных жителей и монахов. Кстати сказать, что в этой же долине находится другой известный монастырь Георгия Хозевита, который много лет (если не столетий) покупал воду в мусульманской деревне, расположенной неподалеку и владеющей арыком. Лет 10 назад мне рассказывали историю о том, как в Вади-Кельт (мон. Георгия Хозевита) появилась своя вода. В 70-е годы 20-го века по Иудейской пустыне бродил монах без определенного места жительства Анба Маскин (пишу по слуху, могу ошибиться в имени). Он будто бы принадлежал к коптской церкви. Братия Хозевитского монастыря попросила его помолиться о даровании воды. Анба встал на одном месте и трое суток, не сходя с него, молился. Через 3 дня у его ног забил родник. (Может кто-то из ЖЖ знает подробности или опровержения?)




Там, докуда мы добрались на машине, расположена контора заповедника, небольшая лавочка, можно купить воды, сувениры, книжки. Покупать не стали. Площадка под эвкалиптами у потока воды современными посетителями используется для отдыха - пикники, шашлыки. Наиболее продвинутые от жары просто ложатся в поток и млеют...

Наш же путь лежал вверх по течению потока в сторону обители. это где-то 1,5 км. Задача была вернуться до 17-00, когда заповедник закрывается. По пути поток перодически расширяется до бассейнов или прудов, в которых очень удобно купаться, чем мы и воспользовались.






Поднимаемся от потока к монастырю, который расположен в полугоре, на самой крутизне.

Попутная большая пещера

Вход в обитель


Монастырь преп. Харитона принадлежит Русской Зарубежной церкви. В 70-е годы тут подвизался последний хранитель мощей преп. Харитона - монах Александр Блум. Он был изгнан из монастыря, мощи были сожжены доблестными израильтянами - такова цена устройства заповедника в этих местах. Долгое время - до конца 90-х или даже до начала 21 века обитель была в запустении. Пока тут не поселился иеромонах Харитон (РПЗЦ). Сейчас он единственный насельник монастыря, периодически у него подвизаются послушники (на снимке). Монастырь периодически навещают местные бедуины, современные пустынножители, и что-нибудь тырят. В последний раз, незадолго до нас свистнули только что купленную солнечную батарею...

Пустынный монастырский пес



Лучшее угощение - свежая вода!


Тут были мощи преп. Харитона. Десницу его отец Александр унес на Афон, где сейчас живет он в монастыре Григориат. О Григориате и отце Александре будет еще у меня история - последний посещенный нами монастырь на Афоне.



Поднимаемся к монастырскому храму.


Пещерный храм преп. Харитона - столетиями намоленная церковь






Келлия настоятеля...


Один фотоиерей у входа в пещерный храм


"Берегите голову!" - кстати вполне миссионерское послание при входе в монастырь. Можно ввести и у нас в России. :)))


Ну вот и выход - надо успеть к автобусу до закрытия заповедника. Практически на выходе встретили отца Харитона (фото нет), получили его благословение. Я рассказал ему, что о. Александр, его предшественник по монастырю жив и почти благополучно пребывает на Афоне. Отец Харитон по слухам думал, что тот уже умер. У меня в телефоне даже было фото отца Александра - батюшка Харитон был очень рад увидеть его.


Монах Александр (Блум) - фото 2008 года, монастырь Григориат, Афон.



На обратном пути. Скалы, пещеры.



Когда мы пришли к конторе заповедника оказалось, что хозяин нашего автобуса сам пригнал его вниз к оазису, мы погрузились и он же весьма уверенно, немного лихо, но крайне профессионально вывез нас наверх, где передал управление водителю, пересел в свой Ланд-Крузер и уехал в Город.

На въезде в Иерусалим - блок-пост

Возвращаемся на ночевку в Вифлеем - въезд в Палестинскую Автономию и знаменитая шестиметровая стена (вид из окна моего номера гостиницы в Вифлееме)




Последняя ночь в святом городе Вифлееме, а наутро нас ждало небольшое испытание - покидая Вифлеем нам пришлось пройти через КПП на границе Автономии - 2 проверки паспортов, выборочный осмотр вещей, рамки металлоискателей - ну чтобы не расслаблялись. Проходившие вместе с нами палестинцы сочувственно кивали головами - "Ну как вам? А мы-то каждый день по 2 раза так..."

Одна из историй отца Александра (Блум), когда он был насельником Лавры преп. Харитона Исповедника.

Он оказался в монастыре еще довольно молодым монахом, пройдя послушание в храме Александра Невского на Русском подворье около храма Гроба Господня, потом в монастыре Георгия Хозевита. Тогда еще не было заповедника, местность еще не совсем была освоена израильтянами, по пути в Иерусалим ему приходилось проходить несколько арабских деревень, населенных весьма радикально настроенными мусульманами7 Таких, что даже некоторых своих собратьев считают не совсем правильными мусульманами. Иерусалим приходилось посещать ради службы и ради пополнения припасов. В деревнях его всячески оскорбляли, кидали в него камни, навоз... Испытание. Так прошло несколько лет. Все же братья-мусульмане увидели в нем кроткого раба Божия. В один из дней к нему в обитель пришли мусульмане с просьбой прийти в их деревню и помолиться о заболевшем ребенке. "Но вы мусульмане, а я православный, как вы меня просите молиться?" - "Ты будешь просить Бога", сказали ему. Несколько дней отец Александр провел у кроватки ребенка и Бог дал ему здравие. С тех пор изменились отношения жителей деревень с отцом Александром. Его приглашали молиться, угощали, приносили в монастырь фрукты и овощи. Это все присказка.

Вот сама история. Отцы-пустынники периодически собирались в Иерусалиме на патриаршью службу, обычно это бывало на большие праздники. После службы, причащения, традиционное угощение у Патриарха Святого Града. Отцы кушают, немного выпивают вина, обмениваются новостями и так далее. И вот среди разговора кто-то сказал во всеуслышание - "Ну мы-то, братья, в хороших местах подвизаемся, слава Богу - а вот отец Александр из Фарана в таком месте, там такие мусульмане недобрые, запросто могут убить!" На что о. Александр ответил - "НУ КАК ОНИ МОГУТ МЕНЯ УБИТЬ, ЕСЛИ Я ИХ ЛЮБЛЮ..."
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments