?

Log in

No account? Create an account
stalker

father_ingwar

Смерти нет, Любовь побеждает смерть.

фотозаметки о жизни


Previous Entry Share Next Entry
Акценты и мелизмы Святой Софии
stalker
father_ingwar
может подборка не очень академическая, но мне хотелось поделиться некоторыми акцентами великого храма Святой Софии в КПле, тем более в Городе сейчас проходит совещание Предстоятелей Православных Церквей.

DSC01490
Алтарная часть храма, переделанная мусульманами в свое время под свои нужды. Тут же наверху в конхе, подле мозаики Богородицы сохранилась частично надпись о восстановлении почитания икон, то есть прямое упоминания о Торжестве Православия, которое мы празднуем завтра. Над престолом храма в императорское время висело множество царских корон и венцов, которые цари любили подвешивать в алтаре, эти драгоценные венцы всегда производили впечатление на иноземных посетителей храма. Сюда - на несохранившийся великолепный престол 16 июля 1054 кардинал Гумберт возложил буллу об отлучении Патриарха Михаила, что послужило началу великого раскола.

Вот краткая справка из вики: в 1054 году Папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Керулария, при котором егосакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами. Однако, найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 года в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Керулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.




DSC01516
мраморные панели - их сохранилось много, рисунки как правило не повторяются
DSC01519
каменный резной карниз, под ним мраморный наборный. желто-синие росписи похоронившие остатки былого украшения Святой Софии не такие древние, по Иванову ("В поисках Константинополя") это произведение русско-швейцарского архитектора Гаспара Фоссати - в 1845 году он строил Российское посольство в Константиние (Стамбуле), теперь это Российское Генеральное Консульство и по просьбе султана "обновил" росписи Софии, при этом Фоссати оставил бесценные зарисовки теперь уже утраченных росписей и мозаик.
DSC01523
часть "Мраморных дверей"
DSC01534
колонна из зеленого фессалийского мрамора
DSC01535
в храме полно древних граффити - на самых разных языках - и на греческом и на славянском и варяжскими рунами.
DSC01545
обратная сторона "Мраморных дверей" - они вели в ту часть верхней галереи, где собирались церковные соборы.
DSC01546

DSC01548
вид на церковь св. Ирины из окошка св. Софии
DSC01549
мраморная колонна
DSC01561
стены перехода, ведущего на верхнюю галерею
DSC01574
остатки золотой мозаики и турецкая изникская керамики (Изник это вообще-то византийская Никея, тоже город соборов!)
DSC01592
сейчас это выход из храма, а в древности тут был самый главный императорский вход
DSC03457
в древности эти двери были сделаны из древесины Ноева Ковчега, скорее всего были унесены из Софии крестоносцами (как и многое остальное из сокровищ и реликвий)
DSC03480
мраморный мир
DSC03482
наверняка мрамор отполирован прикосновениями людей- в течение столетий
DSC03484
мраморные и металлические части базы колонны
DSC03486
мраморный орнамент
DSC03487
мраморы
DSC03489
мраморные полы еще времен императора Юстиниана - Иванов пишет, что Юстиниан хотел сделать полы в храме золотыми, но кто-то умный подсказал ему, что потом после него могут прийти бедные цари и "обдерут ведь"

DSC03494
сосуд для омовения из единого куска мрамора - кажется он уже мусульманского времени
DSC03497

DSC03507
ледяные мраморные полы
DSC03510
вид на алтарную часть и мозаику Богородицы
DSC03521
некотоые древние писатели свидетельствуют, что капители колонн Юстиниана были позолочены
DSC03531
ступени времени
DSC03540

DSC03542
мой самый любимый цвет, как мне сказали (надо уточнить) - "Стамбульский красный", мне представляется, что архим. Антонин Капустин широко применил этот цвет в отделке храма св. Тавифы в Яффо. Да и сам храм является своеобразной импровизацией на тему святой Софии
DSC03553
туманный вид на св. Ирину
DSC03557
постоянная фотовыставка  - можно вблизи увидеть фактуру мозаик Софии
DSC03571
капители с монограммами Юстиниана
DSC03572

DSC03574
балка с крестовым орнаментом
DSC03576
та же балка
DSC03596
переход в южную часть галереи - видны колонны из зеленого фессалийского мрамора
DSC03600
опять часть "Мраморных дверей"
DSC03605
скорее всего эти росписи древние, то, что не записал Фоссати
DSC03607
а тут даже видны остатки мозаичного оформления древнего храма
DSC03613
деисус
DSC03620
и сохранившиеся мозаики Богородицы в восточной части южной верхней галереи
DSC03624
эти мозаики конечно не ровесники самого храма, но это нисколько не умаляет их гениальности
DSC03642
и опять Мраморные двери - правда с обратной стороны
DSC03645

DSC03650
крестики в мраморных панелях
DSC03658
катехумений - галерея второго этажа, первоначально место для оглашенных, но потом, когда стали всех крестить во младенчестве, тут во время богослужений находились женщины, в центре галереи - напротив алтаря - место царицы.
DSC03677
колонна св. Григория Богослова (а он ведь служил в св. Софии, правда в той, что предшествовала юстиниановой, ну я так думаю), к колонне еще в древности прикладывались для исцеления, об этом пишут древние паломники св. Софии - теперь туриста проделали, протерли дырку в медной оболочке колонны - туристический аттракцион, надо прокрутить ладонь, вставив большой палец в отверстие. а зачем?
DSC03680
внутренний нартекс. справа от входных ворот тут помещалась мозаичная икона Спасителя перед которой исповедовали грехи, что "ради срама" не могли поведать духовнику
DSC03681
Царские двери, ведущие в храм - справа (скорее всего) место исповедальной иконы Спасителя
DSC03695
орнаменты  и монограммы на выходных дверях

всем любителям КПля рекомендую книгу Сергея Иванова "В поисках Константинополя", М. 2011
Tags:

  • 1
Отличные фотографии - спасибо.
Как раз сейчас читаю книгу Иванова ;-)

(Deleted comment)
Потрясает воображение...Осязаемая история.

Бывший посол РФ в Турции рассказывал, что турки перед его отъездом из страны спрашивали, что ему подарить на память о Турции. Он попросил провести его в те места св. Софии куда не пускают простых посетителей или вообще никого не пускают. Посол был просто поражен экскурсией.
Боюсь, что нам того не увидеть никогда. Но есть мечта...

Спасибо! И с Праздником!

А "Стамбульская красная" называется еще "синопией".

спасибо! надо изучить вопрос




вот набросал в ФШ оттенки синопии по предлагаемым кодам цветов

Потрясающие фото! И виды св. Ирины радуют сердце

С Днём рождения Вас, батюшка!

Поздравляю с Днем рождения!)

Поздравляю с днем рождения:)

Фотографии дивные, дивные. Оторваться не могу. Но,все-таки, отрываюсь - чтобы поздравить с днем рождения. И пожелать радостного настроения -как можно,чаще.


С Днем рожденья!

Отец Игорь, с Днем Рождения! Многая лета! И благодарность за Ваши фото!

С днем рождения, о. Игорь!

Фотографии замечательные.
С Днем Рождения, Игорь!

Отче, с Днём Рождения Вас!!!

С Днем рождения Вас! Будьте здоровы!

С днем рождения!

Многая и благая лета, отче!

С днем рождения, отче! Слава Богу, что вы "решили" родиться в наше время и радуете нас своим творческим отношением к мгновениям жизни, "между прошлым и будущим") Глядя на ваши фотографии, лучше понимаешь слова Бердяева, что красота есть "огненное движение" Духа ("Миросозерцание Достоевского"). Спасибо вам!Добрых и долгих лет жизни - на радость Христу, себе, родным и всем тем, кто окружает вас:))

С Днем рождения, отче!
Фотографии отличные! Чисто технический вопрос: те, где передний план - пол, как были сделаны?

все просто - ставил аппарат на пол или близко к полу

А близко к полу на что ставили?!:) А на кнопку "щелк" как нажимали?:-)

Я же недисциплинированный фотограф. Ни на что не ставил. Конечно лучше всего было бы лечь на пол и наводить, но на меня и так косо посматривали, ну и место такое - смелости не хватит валяться там. про кнопку щелк это да, трудно, приходится делать несколько снимков, чтобы выбрать более-менее удачный ракурс. Я снимаю в ручном режиме, стараюсь выдержку не делать длиннее 1/60 1/100 где можно, чтобы не мазало. Под эти выдержки подбираю другие параметры

  • 1