stalker

father_ingwar

Смерти нет, Любовь побеждает смерть.

фотозаметки о жизни


Previous Entry Share Next Entry
Иордания, серия 10-я. Гора Нево.
stalker
father_ingwar
Гора пророка Моисея.  Этой записью заканчивается описание нашего паломничества в Иорданию, кроме посещения Петры, про нее будет несколько отдельных репортажей, Петра того стоит.  На горе Нево (ударение на последний слог) мы побыаали проездом в Мадабу, потому что до самой Мадабы тут остается уже всего 7 километров.  У вершины горы Нево заканчивается петляющий по холмам подъем из Иорданской долины (400 метров ниже уровня моря) и до высоты 800 метров выше уровня моря. Вся Иорданская долина окрывается с Нево, правда нужна хорошая погода, отсутствие хамсинов и т.п., чтобы что-то разглядеть внизу. В самую хорошую погоду говорят видно даже Иерусалим, до него тут по прямой километров 50. Нам с видимостью не очень повезло - увидите на последних фото










Очень интересная статья Анатолия Холодюк с сайта "Православие.ру" - в ней в принципе все рассказывается об этом месте. Привожу ее ниже с некоторыми сокращениями
http://www.pravoslavie.ru/3621.html

В ветхозаветные времена Нево называлась одна из вершин горы Аварима, или Фасги, с которой поднявшемуся сюда пророку Моисею Господь даровал бросить перед смертью последний взгляд в сторону Земли Обетованной. Это также и название города вблизи одноименной горы, перешедшего при Моисее от моавитян к рувимлянам. Моавитяне, жившие к югу от реки Арнон, хотя и были через Лота (см.: Быт. 19: 37) родственным Израилю народом, но не позволили израильтянам через их землю пройти в Ханаан – землю, которую Бог обещал дать израильтянам. Страна Моав располагалась на плато высотой 900 м к востоку от Мертвого моря и была родиной Руфи. Моав часто воевал с Израилем, и в ветхозаветные времена моавитяне постоянно досаждали евреям.
Гора Нево расположена к востоку от северной оконечности Мертвого моря, в библейской стране Моав. С нее открывается вид на бывшие моавитские равнины – местность к востоку от Иордана, напротив Иерихона, где израильтяне во времена пророка Моисея расположились перед тем, как вступить в Ханаан. Сама гора Нево также связана с приходом сюда израильтян, стан которых, по сохранившемуся преданию, находился неподалеку от нынешней иорданской деревни Кафрейн.
Археологические раскопки на горе Нево начались в июле 1933 года. Их проводили ученые Францисканского Библейского института, обнаружившие на горе развалины маленькой церкви (часовни) IV века, возведенной здесь в память о месте, с которого воззванный на гору Нево пророк Моисей обозревал Землю Обетованную. По данным археологических исследований, эта маленькая церковь к VI или VII веку превратилась в небольшой монастырь. Данные ученых совпадают с сохранившимися описаниями некоей странницы Егерии (390 г.), рассказавшей о небольшой церкви, построенной на горе египетскими монахами. Побывавший здесь позже епископ Петр Иберийский свидетельствовал о виденной им в церкви гробнице Моисея. Имеются данные о том, что в V веке храм на горе Нево был расширен, в 530–531 годах к нему пристраиваются придел во имя Божией Матери и баптистерий. Через 66 лет здесь возводится базилика, пол которой был выложен мозаикой. В начале VII века появляется пристроенная часовня святой Марии. Несколько позднее (точное время неизвестно. – А.Х.) все существовавшие к тому времени церковные постройки объединили в монастырь.



Предположительно на старом месте главного монастырского алтаря археологи обнаружили квадратной формы пол, выложенный цветной мозаикой. Древние мозаичные фрагменты искусной работы обнаружены археологами и в других местах горы Нево. С середины 1930 года, когда были обнародованы первые археологические изыскания на горе, она стала открытой для посещения паломниками. В настоящее время на месте бывшего монастыря стоит так называемый «новый баптистерий», или церковь святого Моисея. С 1932 года францисканская кустодия Святой Земли получила участок земли на горе Нево, на котором была создана францисканская община, состоящая всего из трех монахов из Италии, Австралии и Сирии. По их рассказам, главной целью общины является «возрождение созерцательной и молитвенной жизни в сочетании с гостеприимным отношением к паломникам».
Паломникам, оплатившим входные билеты на территорию мемориала, монахи показывают на вершине горы Нево памятный знак в виде стелы; каменный круг, который якобы служил когда-то «местом для входа в монастырь»; сохранившийся фундамент базилики VI–VII веков, а рядом с ней так называемое «первое святилище Моисея»; многочисленные мозаичные панно и их фрагменты; базилику с приделом Богородицы; новый баптистерий; заросшие ямы, служившие когда-то монашескими кельями, а также оливковое дерево, посаженное понтификом Иоанном Павлом II. Потом монахи приводят паломников к смотровой площадке, откуда при хорошей погоде можно обозревать часть Святой Земли: долину Иордана, Мертвое море, силуэты Иерусалима и др.
Монумент на горе.
Монумент на горе.Здесь же на каменных ступенях – сооружение из тонких металлических прутьев, в переплетениях и соединениях которых местные птицы приспособились вить себе гнезда. Эта оригинальная ажурная скульптура работы итальянского мастера Фантони, издали напоминающая своей формой распятие, символизирует Моисеев жезл, обвитый медным змием. Вспомним: «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Чис. 21: 8). Надпись на скульптурном изображении гласит: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть и Сыну Человеческому» (Ин. 3: 14).
В Библии говорится, как однажды Господь в подтверждение своего могущества обратил жезл, бывший в руках Моисея, в змею и змею снова обратил в жезл. На стане у Чермного моря Господь повелел Моисею взять свой жезл и разделить море так, чтобы израильтяне могли пройти по суше среди моря. Жезл Моисея фигурирует и в другом библейском эпизоде. С наступлением сорокового года после выхода из Египта Моисей с людьми появляются в Кадесе, в пустыне Син на границе земли Идумейской. Из-за недостатка воды люди возроптали. И тогда Моисей и Аарон воззвали к Господу, и Господь внял молитве и повелел им собрать народ и с жезлом в руках приказать скале дать воду. Моисей ударил в скалу жезлом дважды, и потекло много воды. И сказал Господь Моисею и Аарону: «За то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему». (Чис. 20: 12).
По природе своей Моисей был нетерпелив и склонен к гневу, но путем Божественного воспитания стал настолько смиренным, что стал «кротчайшим из всех людей на земле» (Чис. 12: 3). Во всех его делах и помышлениях им руководила вера во Всевышнего.



Так как сам Моисей не удостоен был войти в Обетованную Землю, он попросил Господа указать ему своего преемника, которым стал Иисус Навин. «И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги… и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю (землю) Неффалимову, и (всю) землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнины долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. И сказал ему Господь: “Вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку, и Иакову, говоря: "Семени твоему дам ее"; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь”. И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню». (Втор. 34: 1–5). Зрение 120-тилетнего Моисея «не притупилось, и крепость в нем не истощилась» (Втор. 34: 7). Тело Моисея навсегда сокрыто от людей, «никто не знает места погребения его даже до сего дня», говорится в Священном Писании. Народ почтил кончину Моисея тридцатидневным плачем.
Архангел Михаил должен был состязаться на горе Нево с диаволом, чтобы тело пророка не стало добычей тления. Спустя тысячелетия после своей смерти Моисею было дано вместе с Илией почтить Того Пророка, о Котором он предсказал (Втор. 18: 18). Прославленные пророк Моисей и пророк Илия явились на горе Фавор при Преображении Иисуса Христа и беседовали с Ним о Его грядущей Крестной смерти (см.: Лк. 9: 28–31).

















и немного о видах вокруг

вид на долину Иордана, сам Иордан можно угадать по темной ленте слева посередине кадра, Израильские берега практически не видны.


слева - Мертвое море, посередине вправо видны очертания Иерихона


дорога, поднимающаяся к Нево от Иордана. Вы видите посередине кадра справа ленточку темную - это Иордан, где-то посередине этой ленты монастырь Иоанна Крестителя и Место Крещения Спасителя. Кто о чем, а я о своем - меня не оставляют раздумья о встрече Зосимы и Марии Египетской в пустыне.  По одному варианту жития Зосима шел быстрым шагом прямо от Иордана 8 дней (по другому варианту 20 дней). Даже проходя по 10 км в день старческим "быстрым шагом", Зосмима мог  пройти от 80 до 200 км, 200 конечно вряд ли, 200 верст напрямую тут только крайне жестокие пустыни.  Но мог запросто пройти по долине, которую видно на несокльких снимках. Долине, поднимающейся от Иордана к Мадабе через гору Моисея, До Мадабы от Иордана всего-то 30 верст. Старец вполне мог уйти во Внутреннюю пустыню, которая упоминается в Житии, которую в этом конкретном случае мы можем поместить на 40-50 км восточнее Мадабы, где тоже есть много потоков. Это конечно только версия, но для раздумий предлагаю карту с отмеченными расстояниями


спасибо Google.maps



Моавский хребет, отделяющий Иорданскую долину от плато на востоке Иордании, плато постепенно сходит к востоку ниже и ниже и километров через 30-50 переходит в тысячекилометровую Аравийскую пустыню, ее северную часть. В центре кадра на горах видны небоскребы Аммана, столицы Иордании


овцы и камни










Posts from This Journal by “Иордания” Tag


  • 1
Есть в пустыне своя красота, есть!:)

у нас как раз под впечатлением последних поездок в Негев устроили полузакрытый приходской просмотр "Королевы Пустыни" с Кидман и "Лоуренса Аравийского" с О"Тулом

Эхххх, мозайки бы подробно посмотреть!

редко снимаю мозаики в музеях - только если какой-то необычный сюжет. Может у них сайт есть поищите.

Благословите!

Я всегда представлял себе старого Моисея, который знал, что никогда не ступит... И как он смотрел. После всех лет.

Паломничество по Святой Земле помогло мне понять реальность и тяготы того, о чем Писание говорит только одним-двумя предложениями. "И услышал Он, что Иоанн крестит во Иордане и пошел..." И, кажется, что от силы час-два пути...

Храни Вас и спутешествуй Господь!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account