Пчелинцев Игорь (father_ingwar) wrote,
Пчелинцев Игорь
father_ingwar

Categories:

Равенна, базилика Сант-Аполлинаре-Нуово



Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Sant'Apollinare Nuovo) — раннехристианская базилика в Равенне (Италия). Построена в конце V — начале VI веков правителем Равенны королём Теодорихом Великим как его придворная церковь. Позже (в IX веке) освящена в честь небесного покровителя Равенны св. Аполлинария (отсюда название). Базилика знаменита уникальными мозаиками, одна часть которых относится ко времени Теодориха, а другая — Юстиниана, когда Равенна стала византийским экзархатом.



подробная, но довольно общая информация и описание мозаик на Вики, https://ru.wikipedia.org/wiki/Сант-Аполлинаре-Нуово



Базилика, изначально посвящённая Христу Спасителю, была построена королём Теодорихом в 493-526 годах, то есть в промежутке между завоеванием Равенны остготами до смерти короля. Эта датировка связывается с описаниями Агнелла Равеннского (IX в.), автора хроники «Liber pontificalis ecclesiae Ravennatis». Агнелл приводит текст надписи в апсиде церкви: «Theodoricus rex hanc ecclesiam a fundamentis in nomine Domini nostri Jesu Christi fecit». Базилика находилась рядом с королевским дворцом, развалины которого были раскопаны в 1910-1920 годах. Как и все построенные Теодорихом равеннские церкви, базилика принадлежала готам-арианам. Внешний вид и интерьер церкви, а также наиболее ранние её мозаики (евангельский цикл, цикл Страстей, изображение дворца Теодориха и порта Классе) в значительной степени сохранились с арианских времён.
После завоевания Равенны император Юстиниан I своим эдиктом «Sancta mater ecclesia Ravennas, vera mater, vera orthodoxa» передал все культовые здания ариан православным, и базилика в 561 году была освящена последними в честь святого Мартина Турского, прославившегося обличением арианского вероучения. После этого, мозаики на арианские темы были частью переложены, частью зачернены, как гласит предание, это было сделано по требованию папы Григория Великого. В этот же период были выполнены мозаики вдоль северной и южной стен главного нефа, изображающие процессии мучеников и дев.
В связи с участившимися пиратскими набегами на Классис (бывший порт, находившийся за равеннским стенами, ныне район Равенны) в 856 году в базилику из Сант-Аполлинаре-ин-Классе были перенесены мощи покровителя Равенны святого Аполлинария. Храм был переосвящён в честь этого святого и получил своё настоящее название Сант-Аполлинаре-Нуово (то есть «новая» — для отличия от уже существовавшей в городе церкви св. Аполлинария, ныне известной как Сант-Аполлинаре-ин-Классе). В 1748 году мощи святого Аполлинария были возвращены на своё изначальное место в Классе, при этом «новая» базилика сохранила своё посвящение и название.
В X — XI веках к храму была пристроена колокольня, в XVI веке — мраморный портик, заменивший предположительно ранее существовавший квадропортик, следы аналогичного квадропортика были обнаружены археологами в Сант-Аполлинаре-ин-Классе. В том же XVI веке из-за повышения уровня грунтовых вод пол базилики был поднят на 1,2 м по сравнению с первоначальным, в результате этой перестройки большая часть мозаичного пола VI века была утеряна. В это же время была построена нынешняя апсида, подвергавшаяся впоследствии (в XVIII веке, в 1950 и 1986 годах) значительным переделкам. В XVII веке был устроен ныне существующий кессонный потолок, заменивший ранее существовавший и известный только по названию (Святой Мартин в золотых небесах)



Интерьер базилики пышно украшен византийскими мозаиками, расположенными в три яруса:
верхний ярус — евангельские сюжеты (северная стена содержит 13 сцен евангельских чудес и притчей, южная — 13 сцен Страстей Христовых),
средний ярус — изображения пророков и святых,
нижний ярус — процессии дев (северная сторона) и мучеников (южная сторона).
Создание мозаичного комплекса относится к эпохе Теодориха, в нём участвовали различные мастера. В 60-х годах VI века мозаики были частично переложены, чтобы изжить память об остготских правителях Равенны. Академик В. Н. Лазарев отмечает, что мозаики базилики «обнаруживают дальнейший отход от эллинистическо-римского наследия, что во многом сближает их с памятниками восточного, главным образом сиро-палестинского круга». Переложенные мозаики менее интересны, чем теодориховские; среди них выделяется портрет императора Юстиниана (так он был интерпретирован реставраторами XIX века и, без всяких сомнений, ими подписан), который ряд исследователей считает портретом короля Теодориха.
От храма Теодориха кроме мозаик сохранился и ряд предметов скульптурного убранства: резной престол и сень из порфира, четырёхчастная преграда перед престолом с изображениями виноградной лозы, павлина и креста. Оборот одной из частей преграды украшен барельефом с Даниилом в львином рву. Причём об оборотной стороне этой части стало известно только в 1950 году, когда её извлекли из одной из боковых капелл, где она до этого была вмонтирована в стену. В центре главного нефа сохранился амвон византийского типа, созданный в VI веке.

павлин!


процессия мучениц и волхвы


главный престол храма (в глубине)






не могу сказать - кто-то из новых святых Католической церкви




придел св. Франциска




амвон чуть ли не времен самого Теодориха





и такой внутренний дворик в средиземноморских цветах

Tags: Италия, Равенна
Subscribe

Posts from This Journal “Италия” Tag

  • Национальный музей Равенны.

    Некоторые экспонаты, снимал там много, но к сожалению не по каждому экспонату могу дать подробное описание. Так что просто наслаждайтесь Ранним…

  • Капуча, а никакой не капуччино, все по-взрослому

    Немного городской среды Равенны. город начинается с вокзала. как до него дообраться? Я ехал из Венеции, где в ранний утренний час мы…

  • Мавзолей Галлы Плацидии, Равенна

    Мавзолей усыпальница Галлы Плацидии в Равенне это несомненный всемирный шедевр, равных которому нет. невзрачный и небольшой снаружи, мавзолей…

  • могила Данте

    Сегодня посещаем равеннскую церковь св. Франциска и могилу великого Данте Алигьери около нее. Да́нте Алигье́ри: итал. Dante Alighieri, полное имя…

  • Равенна, серия 1-я

    Равенна и ее мозаики были моей мечтой наверное с детства, с книг Лазарева (не того, что диагностит кармы). Уже в конце 90-х, когда стали налаживаться…

  • Еще один вечер в Венеции. Акценты и мелизмы симфонии света и цвета

    Но при том позволил себе, где хотелось убрать цвет до ч/б и поиграться с городом в свет. Сделаем небольшой перерыв в воспоминаниях о Венеции до 1…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments