Пчелинцев Игорь (father_ingwar) wrote,
Пчелинцев Игорь
father_ingwar

Эрих Мария Ремарк, время умирать и время жить...

В память о моей маме Диане Александровне, 20 августа ей бы исполнилось 82 года.

Начнем с конца, с 1970 года, когда умер великий писатель Эрих Мария Ремарк. Умер, его похоронили. И сегодня мы с вами посещаем живописное кладбище неподалеку от городка Локарно в Швейцарии, где и находится могила писателя и его жены. И вот какая произошла у меня история. Это кстати одна из главок книжечки "Мальчик, выросший под картой мира". Ну до книжечки еще далеко, а мы начнем с Ремарка. Одного из любимых писателей.

Вокзальная площадь в Беллинцоне и то самое такси. Автобусы - не те.   Смотрите полный текст ниже под катом.

Ремарка я узнал как и многие в юности, дома был толстый том одного из первых изданий в СССР - «На Западном фронте без перемен», «Возвращение» и «Три товарища». Но, честно сказать, в старших классах я наверное еще был не готов. А вот в институте у нас образовался неформальный кружок чтения. Хемингуэй, Хаксли, Ремарк. Вот тут то оно и пришло - сочувствие, сопереживание и погружение, особенно в Ремарка.

Позже я перечитывал все, что издавалось, любимой книгой стала «Возлюби ближнего своего». Но, читая «все подряд», я понял, что наряду с отличными и эпохальными произведениями у него были и просто хорошие. :-))) Я переписывался с Музеем и архивом Ремарка в Оснабрюке, получал от них интересующие меня сведения. материал о музее Ремарка тоже ждет своей публикации. Так что не пропустите, если вам интересен этот писатель и связанные с ним места.

Поездка к могиле писателя была, как мне казалось, почти несбыточной мечтой. Но со временем я решил все же спланировать ее. Заранее прочитал все возможное про расположение, про то как добираться и мысленно выстроил все путешествие. На карте и на бумаге все было не очень сложно. Посмотрим как это будет в жизни.

В то лето я приехал на несколько дней в Милан, чтобы познакомиться с городом, посетить для первого раза важные знаковые места - Джомо, Сан Амброзио ну и так далее. Милан тут почти не относится к делу. Он был стартовой точкой путешествия. Но за походом к Ремарку следовало еще одно путешествие. Об этом тоже позже…

Из Милана мне надо было добраться до Локарно в Швейцарии. Ремарк умер в больнице в Локарно 25 сентября 1970 года. Он жил в последние свои годы в Швейцарии. Я взял билет на поезд до станции Беллинцона, от нее надо было доехать до станции в Локарно, а там пересесть на автобус, который идет мимо поселка Ронка Сопра Аскона, где находится кладбище. Сел с утра в поезд, вечером того же дня мне уже надо было быть в Цюрихе, откуда я стартовал в следующий поход. Через живописные места - Комо, Лугано, озера и горные долины спустя пару часов добрался до Беллинцоны. О том, что я в Швейцарии я понял, когда мне дали в поезде сдачу за кофе в швейцарских франках.

В Беллинцоне сдал чемодан в автоматическую камеру хранения, узнал расписание поездов на Цюрих, чтобы примерно ориентироваться во времени пребывания и пошел искать автобус на Локарно. До Локарно тут всего порядка 20-ти километров. Автобуса не было. На стоянке стояло одно единственное такси. Ну я подумал, что много не возьмут, можно наверное как-то договориться, чтобы доехать прямо к кладбищу. Стал объясняться с таксистом по английски, он примерно понял куда надо ехать, Ронко он знал, но кладбище не знал, я сел в машину и по навигатору мы решили доехать до нужного места, на гугол-картах само кладбище не было обозначено, но мне была известна остановка автобуса неподалеку от кладбища.

Поехали, практически сразу водитель во мне признал русского (не олигарха), сам оказался сербом, поэтому наш разговор быстро перешел на смешанное русско-сербское наречие и по пути до Лугано успели обсудить самые животрепещущие темы - от Путина до футбола.

Мой водитель, Зоран, так его зовут, поехал немного не по той дороге, что я рассчитывал, но курс был правильный. Поэтому, проехав Локарно, мы довольно быстро оказались прямо у входа в кладбище. Только с другой стороны, в общем-то это было неважно. Цель была достигнута, осталось только найти могилу. Но я видел фото в сети и примерно знал где искать. Естественно на подъезде к кладбищу возник вопрос - «к кому ты там едешь? какие-то родственники?» Я сказал - вот любимый с детства немецкий писатель Эрих Мария Ремарк. Зоран пожал плечами - «Ремарк? Не слышал…» Ну в целом как бы и не удивительно. Такси осталось меня ждать, а я пошел на кладбище. Могилу я нашел почти сразу, кладбище совсем небольшое, всего 2-3 террасы на живописнейшем склоне горы у озера.

Посозерцав могилу Ремарка и его супруги Полетт Годдар (ум. в 1990 г.), изрядно пофотографировав и на фотоаппарат и на телефон, я попросил проходящую женщину сфотографировать меня на фоне могилы («Я и Ремарк»), и, посмотрев на красоты окружающей природы, я пошел назад. Когда я сел в машину Зоран сказал мне - «Ты знаешь, пока ты там ходил я все прочитал о Ремарке в Википедии, я думаю это крутой писатель и человек очень интересной жизни, надо его почитать…» Вот приобщил человека к Ремарку. Хорошо.

До поезда еще было время, и можно было бы чем-то подкрепиться. Я спросил у Зорана не знает ли он какое-то хорошее кафе, где можно пообедать. Он сказал, что его земляк держит в Локарно небольшой ресторанчик с сербской и средиземноморской кухней. Ну то что надо! Мы приехали в кафе, нас встретил друг Зорана Драган. Я ел, а сербы пили кофе. Дали попробовать швейцарское вино. Надо сказать, что оно прекрасно. Я никогда не пробовал. За обедом естественно продолжился разговор на главную тему.

Зоран стал рассказывать своему другу, что вот сейчас привез одного безумного русского из Израиля, который приехал СПЕЦИАЛЬНО в Локарно, чтобы посетить на 15 минут могилу немецкого писателя Ремарка, «которого я не читал, но надо поискать что-то в сербском переводе…». И тут Драган меняется в лице. Ребятам уже за 50, нормальные такие, взрослые. Так вот, Драган почти со слезами на глазах говорит, что Ремарк с детства его САМЫЙ любимый писатель и он просто поражен, что он похоронен тут, всего в 15 минутах езды от его ресторана. Он 10 лет в Швейцарии, но никогда не задавался вопросами о биографии, жизни и смерти Ремарка. Второе прекрасное открытие дня. И для него и для меня. ведь это так чудесно - самому себе открывать неведомые острова жизни и радоваться прекрасным открытиям других.

Это было правильное путешествие. Спасибо дорогим моим братишкам Зорану и Драгану, и конечно же объединившему нас в этот день Эрику Мария Ремарку. По дороге в поездах и самолетах я успел перечитать несколько романов - и «Западный фронт» и любимое мною «Возвращение», незаслуженно оттененное более известными произведениями Ремарка. «Обелиск» и конечно же «Liebe deine nächste». Зоран отвез меня на вокзал, получил свое вполне заслуженное вознаграждение и встал на стоянку у вокзала. ( тема таксистов из «Трех товарищей» тут вполне уместна).

А я пошел в кассы, кассы на этом маленьком вокзале автоматические, взял билет до Цюриха, поезд должен был прийти через полчаса, забрал чемодан и отравился навстречу другим далеким берегам, о которых расскажу чуть позже. А тему Ремарка еще продолжу. Я начал с конца - с места упокоения мастера, а впереди у нас с вами его рождение и чудесный родной город писателя Оснабрюк. Но это было уже в следующем году.

Фото из музея Э.М. Ремарка в Оснабрюке - посмертная маска писателя и похороны в Ронко Сопра Асконе

Дальше мои фото:

вход на кладбище в Ронка Сопра Аскона

террасы кладбища

вид на Лаго Маджоре, прекрасное озеро

виды могилы писателя

захоронение Полетт Годдар, жены Ремарка, до Ремакра она была супругой Чарли Чаплина

удивительно - на могиле потрепанный том "Возлюби ближнего своего" на немецком языке, это мой любимый роман Ремарка. Кстати недавно нашел таки фильм по этому роману, снят в Америке в 30-е годы, как и экранизация "Западного фронта" и "Трех товарищей". Удивительно, что так мало экранизируют Ремарка, ведь он очень кинематографичен. Из виденного могу посоветовать "Триумфальную арку" с Ингрид Бергман 1947 года, фильм же 70-х годов по тому же роману как-то показался не очень, но надо пересмотреть. И пока не нашел фильма "Время жить и время умирать"

канареечка в клетке. Что бы сказал о Ремарке Мандельштам, видя это?

* * *
Образ твой, мучительный и зыбкий,
Я не мог в тумане осязать.
«Господи!» — сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.
Божье имя, как большая птица,
Вылетело из моей груди!
Впереди густой туман клубится,
И пустая клетка позади...

Вид от кладбища на Локарно, город на этом же берегу

скамейка для созерцаний у намеченной мною автобусной остановки. Но автобус не пригодился