Пчелинцев Игорь (father_ingwar) wrote,
Пчелинцев Игорь
father_ingwar

Category:

Свет и фактура святой Софии

Давайте сегодня на нескольких примерах посмотрим как жил свет в Святой Софии, ведь и устройство купольных окон и световые стены были нацелены на живую игру света в храме в течение дня. И надо полагать, что у света было много "зацепок" внутри. Сейчас храм практически пустой, даже старые текстуры стен и колеры были испорчены в последующее за византийским османское время. В алтарной части к примеру императоры и лица приближенные могли подвешивать свои венцы и короны. Самоцветы и драгоценные металлы могли создавать особые переливы и отражения в пространстве храма, а этих венцов и корон там были десятки (если не больше). ну и прочая церковная утварь - для всеимперского собора это не было предосудительным. Хотя уж на что святой Юстиниан был богат - но и он выхолостил казну огромного царства при постройке святой Софии.









далеко не везде сохранилась штукатурка и то чт на ней могла быть написано, правда утраты эти могли быть и до османского времени, центр древнего Константинополя к 15 веку серьезно обветшал + общее обнищание, землетрясения, перенос императорской резиденции во Влахерны и тд. Правда исторический храм во Влахернах тоже почил в свое время от землетрясений и нежелания его восстанавливать.


Тут мы с вами видеим самую прекрасную краску Малой Азии и Средиземноморья - синопию. У нее разные оттенки, но все их роднит общий так сказать знаменатель и минеральная основа. С самых чуть ли не неолитических времен пигменты для этой краски добывались где-то в окрестностях Синопа (надо уточнить, памяти нет). Архимандит Антонин Капустин во время службы в Константинополе наверняка облазил всю святую Софию сверху донизу - синопия это ее цвет. Отец Антонин полюбил этот колер и на Святой Земле раскрашивает синопией и Казанскую церковь в Горней (сейчас цвет храма изменен) и в Яффо - мы попытались восстановить его цвета, но немного не попали в точный колер. И в других местах тоже.


мраморные резные врата на хорах святой Софии  - так называемые Синодальные (или Соборные) врата - возможно, что в залах за ними и происходили засдания церковных соборов



в 2013 году начали сообружать леса, теперь они подняты практически до купола и "съедают" объем и вид храма. Ну лишь бы не зря их городили...





один из светильников на "балконе императрицы" - где она и ее фрейлины молились за богослужением, взирая на него с высоты почти 30 метров


при входе на балкон императрицы и в целом на хоры


немного фактур храма в цвете и свете






одни из дверей нартекса - главные, царские врата нартекса по преданию были сделаны из дерева Ноева ковчега, еще в те времена обретенного на Араратских горах. После нашествия крестоносцев они как и многие дрегие святыни и ценности храма исчесзи, были разграблены...  Около одной из дверей в нартексе (внутренней паперти при входе в храм находилась очень почтиаемая жителями Города икона Спасителя, перед которой исповедовали грехи, "которые стыда ради смертного" не могли отрыть духовнику. Мраморный пол перед иконой был истерт до ям от усердных поклонов...


современный выход из св. Софии - изнутри и ниже с наружной стороны - там прекрасная мозаика Богородицы








и конечно светильники храма - наверное еще в начале 20 века все эти лампы были масляными лампадами - как звездное небо под полумраком  огромного неба храма они светили молящимся, а в солнечное время в храм и лучами и целым светопадом врывался солнечный свет и все вокруг раскрывал по-иному



императорское место в храме





смотрите как играет солнечный свет в храме - и ниже тоже на снимках. И в яркий солнечный день и при раннем утреннем свете






на небе ли или на земле?
Tags: КПль, Святая София, Стамбул
Subscribe

Posts from This Journal “Святая София” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment