?

Log in

No account? Create an account
stalker

father_ingwar

Смерти нет, Любовь побеждает смерть.

фотозаметки о жизни


Previous Entry Share Flag Next Entry
Дорогами Святой Горы (Ватопед)
stalker
father_ingwar
Монастырь Ватопед. (Основан в 972 году, главный праздник - Благовещение Пресвятой Богородицы)

В Ватопед прибыли к концу вечерни, часов в 5 вечера. На границе ватопедской территории - закрытый шлагбаум, около него четник (типо воин Христов), долго не пуcкал нас, пока не получил уверения из монастыря, что нас там ждут. Отдельное слово надо сказать про афонские дороги - около Дафни и Кареи это либо бетонка, либо выложенная брусчаткой дорога. В остальных местах грунтовка - автобус еле-еле тянет на второй передаче, по дороге встречаем редкие джипы и строительную технику либо большегрузные самосвалы - во многих монастырях идут строительные работы.





И вот - Ватопед. Прибыли к концу вечерни, поэтому были приглашены на трапезу еще до размещения в архондарике. Трапеза простая - тушеная морская капуста, овощи и фрукты (яблоки), питье - простая вода. Также фасоль, чечевица, свежие горькие оливки. Удивили ватопедские столы - часть из них деревянные с обязательным бортиком по краям, часть столов - мраморные, также с бортиком и с углублением к центру (возможно от многолетнего использования)

Сразу закрою тему про трапезу (ну кто про что, а чревоугодник про еду). На следующее утро - день непостный, уже подали рыбу и видно в небольшой стальном кувшине, можно было пить его, разбавив водой, кроме рыбы из непостных утешений - домашний сыр, очень хороший (похож на адыгейский, но лучше). За трапезой читаются жития святых - по-гречески, атмосфера очень спокойная, если кто-то начинает шумно разговаривать, наблюдающий за трапезой монах делает замечание - впрочем весьма спокойно и без раздражения.

По окончании трапезы и молитвы по афонскому обычаю архиерей становится у выходных дверей на улице и благословляет исходящую братию.



После размещения в архондарике паломники отправились в соборный храм обители для поклонения святыням. Главной святыней монастыря, к которой мы приложились был пояс Пресвятой Богородицы, трость, которой в Претории били Спасителя перед Распятием, нетленная глава свт. Иоанна Златоуста, глава Григория Богослова и другие. В храме находится известная в России икона Божией Матери "Всецарица", в алтаре храма икона "Ктиторская" (или "Алтарная"), также крест императора Константина. Упоминаемых в путеводителях святынь - Власы Христовы и некоторые других, мы не видели.

Про икону "ктиторскую" рассказывали, что в средние века на обитель напали пираты (это было их обычное развлечение - пограбить афонские обители), захватили монастрыь, разграбили и сожгли его. Икону Богородицы монахи спрятали в колодце и заложили камнями - ее нашли только через 70 лет, и (о!чудо!) перед иконой горела неугасимая лампада. Еще мы прикладывались к мощам неизвестного святого, чьи мощи были обретены, когда разобрали стену костницы - видимо он там молился в затворе до смерти, святой был найден в молитвенной позе, имя его осталось неизвестным, но уже теперь его нарекли Евдокимом, что означает (если не ошибаюсь) "благочестие".



После посещения храма и еще часовни, где размещается также известная в России икона Богородицы "Отрада и Утешение", мы были приглашены на беседу к отцу Ефрему, настоятелю монастыря. Беседа шла через переводчика отца Георгия, священника из города Салоники, понтийского грека. Вначале беседа двигалась с трудом, в воздухе повисло молчание, которое было разрушено метким словом отца Ефрема "Молчание это тоже сила Церкви, но Бог никогда не молчит и всегда говорит в сердце человека". Лед был пробит и разговор пошел в теплом дружеском ключе. Из сказанного отцом Ефремом можно тут привести, что "если у человека нормальные отношения с Богом, то у него все хорошо и в отношениях с другими людьми", "киновия (общежительный монастырь) это пример для мира образцовых отношений между людьми, а также правильных отношений людей с Богом", "христианину никогда и ничего нельзя бояться".

После обмена подарками - нам всем досталось по роскошному альбому о ватопедских древностях, которые хранятся в музее монастыря, члены нашей паломнической делегации были приглашены на монашеское собрание братии (синтАксис). подобные собрания проходят в Ватопеде 2 раза в неделю под руководством игумена. Реже на них решаются вопросы внутренней жизни монастыря, чаще всего это разбор святоотеческих писаний и Священного Писания. Учиненный иеромонах читает житие святого (к примеру), а игумен время от времени останавливает его и дает пояснения, толкует. Для удобства братиев, которые не понимают по-гречески рядом с основным залом устроены комнаты, куда беседа транслируется по радио, в комнатах сидят переводчики, которые ведут перевод на английский, русский и румынский языки (по потребности). В этот день собрание было посвящено житию святого Афанасия Афонского. Перед началом собрания всем разнесли по большой конфете - угощение от имени брата Лазаря, чей день ангела приходился на завтрашний день. По окончании встречи брат Лазарь стоял у выхода в коридоре и принимал от всех поздравления и благословения.


После благодатной беседы и мы отправились на покой в наши гостиничные номера. Надо отметить, что гостиница очень приличная, номера на 2-3-4 человека, возможно есть и одиночные келлии (не видел), на верхние этажи можно проехать на лифте (это было неожиданно). Очень чистые уборные и умывальники и душевые комнаты - это нам, привыкшим к цивилизации было очень отрадно. Утром в уборных встретил брата, который тщательно и с Иисусовой молитвой на устах наводил порядок. Все братия очень приветливые, радостные. В холле гостиницы стоит автомат для кофе - денег не просит, но к автомату приклеено объявление, что желающие могу пожертвовать - денежку можно положить в пластмассовый стаканчик, который стоит на автомате. Кофе из автомата - правильный, настоящий.

После вечерних поучений очень хотелось тишины и безмолвия, но как назло веренюю мглю еще долго прорезали совершенно неестественные звуки циркулярной пилы и работающего крана (работали допоздна). Потом, когда работы были окончены - громко стали разговаривать греки-паломники на террасе архондарика - речь далеко разносится по площади обители. В общем с тишиной было не все так просто - но для смирения полезно, чтобы не прельститься. Я решил так и пошел, помолившись, спать.

Спали до 3 часов утра, поднялись, умылись и пошли в Благовещенский храм на полунощницу и на утреню. Литургию нам благословили совершить отдельно в другом храме на церковно-славянском языке. В будний день утреня длится не очень долго, где-то около пяти часов мы уже перешли в храм Честного Пояса Богородицы для начала Литургии. Владыке Георгию и нам сослужили несколько отцов с Украины, тоже паломники. Окончили Божественную службу часов 7-30, до утренней трапезы еще было время, немножко отдохнуть или походить по монастырю.

Потом - трапеза (о ней уже сказано выше), посещение музея монастыря - чудесный музей, много древностей, еще дохристианских. Их находили при строительстве, ведь на месте Ватопеда когда-то был древнегреческий город Дион (т.е. "посвященный Зевсу", я так понимаю). Древние иконы в музее не оторваны от литургической жизни, в дни празднования святых и Божией Матери иконы приносятся для поклонения на богослужение, потом возвращаются в хранилище музея.

После музея были сборы вещей, посещение монастырской лавки (лавки есть не во всех монастырях), в лавке была приобретена для одного из храмов Нижнего Новгорода писаная икона "Всецарица" и, после краткого молебна в Соборе, была приложена к самой иконе "Всецарицы", к Кресту Константина и к "Ктиторской" иконе Богородицы. За воротами монастыря, у отрогов гор, раскинувшихся по берегу Ватопедской бухты видны старинные келлии, по преданию именно здесь совершал свои афонские подвиги будущий святитель Григорий Палама (можно увидеть на одном из фото, где монах сидя читает газету - за его спиной на заднем плане)

Попрощавшись с братией, особенно с о. Космой, русским монахом, водившим нас по обители, мы тронулись в путь. Следующий пункт нашего паломничества - административный центр Афона - Карея (или Кариес на греческий манер).

Фоторепортаж (все фото раскрываются):






В притворе Благовещенского храма - стасидии и чудесные фрески


У игумена Ефрема


Благовещенский храм, главная площадь и фиал для освящения воды


Храм Честного Пояса Богородицы


Характерный мощеный камнем склон


Архондарик


В монастырском корпусе


В музее, Владыка Георгий и монах Косма


Владыка у "Всецарицы"


Крест Равноапостольного Императора Константина


Вид на выход из монастыря


Выход с внешней стороны


Сень над входом в обитель


Номер в архондарике


Паломники (и било)


Фреска - Страшный Суд, все звери кушают человеков, даже слоник... Горе нам, грешным!


Владыка и братия монастыря


На заднем плане келлии, где подвизался свт. Григорий Палама


Прощание


Эх, дороги...




Tags:

  • 1
А икон "Всецарица" почему-то две на фото, причем бОльшая немного не такая, как привычно. В чем там дело?

Обычно они прикладываются к маленьким иконам, которые прикреплены перед главными - наверное ради сохранности древних образов.

А мне еще совет нужен по ЖЖ - дайти консультацию -может в аське даже???

Спаси Господи за интересный рассказ и великолепные фотографии!

Кушайте на здоровье - мне ваш дивеевский репортаж тоже понравился!

(Deleted comment)
Да и не должно быть обидно, кстати во многие женские монастыри в Греции вход мужчинам также воспрещен (может быть кроме "своих" каких-нибудь работников)

Δοζα του Θεου!

(Deleted comment)
"Слава Богу! (за все)" по-ихому :-)))

хороший репортаж, о. Игорь. Спасибо!

Спасибо за репртаж, отче. Очень тепло :) Особенно конфеты умилили :)

как это все чудесно!
спаси вас Господь и побольше вам таких путешествий!

Спасибо! Ваш рассказ и фотографии очень живо напомнили мне мое посещение Ватопеда. Спасибо еще раз!

Благодарю, отче! Прошу молитв, вы видимо чаще бываете там?
Также прошу поправить, если в чем я ошибаюсь.

Скоро выложу, если получится, репортажи по Симонопетре и Григориату.


Нет, что Вы! Я просто этот Великий Пост провел на Горе, поэтому так все близко принимаю.

А вот в Симонопетре и Григориате не сподобился побывать. Буду с нетерпением ждать ваших следующих репортажей :)

Спасибо большое, очень интересно. Буду мечтать побывать там.

Да он о двух головах, чтоли?

Глава Златоуста находится в Москве в ХХС.
Откуда в Ватопеде вторая???

Re: Да он о двух головах, чтоли?

(Anonymous)
Вот я прочитал - еще в 17 веке были споры где какая глава? но ясности кажется нет до сих пор.

И еще.. Отче! Расскажите пожалуйста о ценах на писанные в Ватопеде иконы Всецарицы. Мне это очень нужно.

про главу святителя в ХХС ничего не знаю - склонен больше верить афонитам, а цены разные - та икона, что на фото стоила кажется 1500 или 1900 евр.

Батюшка,очень жаль,что нельзя препостить моим френдам-все современные фотографии и святыни просто бесценны в первую оч.в духовном смысле слова.

Не могли бы ли Вы подсказать или дать ссылку,какие нужны документы и как дешевле всего попасть на Афон из России?
Также,не могли бы Вы пояснить,среди святынь,что есть что?

Только что слушал песнопения братии Ватопеда на Рождество - завораживающе - http://www.predanie.ru/music/Rozhdestvenskie_pesnopenija_i_kolyadki/

мирянину проще, чем клирику - есть паломнические службы, которые помогаю туда добраться - у меня друг только что вернулся. Покупал тур в каком-то московском православном агентстве - они его доставили вплоть до Уранополиса, а дальше сам - вперед по Афонским обителям. Ну и потом назад - в Россию

Диамонитирион оформляют либо в подворье в Салониках, либо в Уранополисе, либо в Дафне уже. Кажется 25 евро.

Клирику же нужен запрос из Патриархии в Константинополь

Ватопед приятный монастырь - там большинство насельников - киприоты с хорошим английским.
Там где то строит храм принц Чарльз - частый гость ватопеда.

  • 1