Наша цель - монастырь святых Праотцев, русский участок в Хевроне.
Альбом: jerusalem6 |
Вот так продвигаемся в сторону Хеврона, просто пикник на обочине получается.
Контрасты продолжаются
Вот одна из главных улиц арабского Хеврона
А вот и въезд на русский участок. Ворота открывает (за небольшое вознаграждение) местный шейх Анвар, он - страж ворот, но по видимому он сам себя поставил на это послушание, и даже говорит, что монастырь стоит на его земле, так что он имеет право. На воротах написан его телефон, чтобы можно было вызвать, когда подъедешь. У Анвара 4 жены, ему 60 лет, недавно выгнал старшую жену, а теперь в поисках молодой замены. Детей - 12 пацанов, а девочек, сказал он, я и не считаю. О как! Дикий народ - дети гор.
Храм святых Праотцев с северной стороны
Храм внутри
В церкви нас встречает отец Авраамий (!) - молимся, подаем записки, потом Роман нас ведет на северный край участка, где еще в 19 веке архимандрит Антонин (Капустин), который и приобрел участок Праотцев с Мамврийским дубом, вел археологические и астрономические изыскания - на фото слева видна "Башня Антонина", на которой у отца архимандрита стоял телескоп для изучение неба (или Неба?) На переднем плане видна дыра в скале - древняя гробница - то есть гроб в библейском понимании этого слова. К примерно такой гробнице мы и направляемся сейчас.
Вот погребальная пещера - и камень, отваленный от гроба. Раскопано отцом Антонином.
Рядом с пещерой два камня для помазания мертвых тел ароматами и пеленания их по древнему обычаю
Роман демонстрирует внутренность пещеры - смелые паломники последовали за ним в гробницу, там довольно просторно, два отделения, видимо это был семейный склеп (гроб).
На обратном пути в монастырь проходим мимо и останавливаемся, чтобы молитвенно помянуть архимандрита Игнатия, чья могила находится в часовне. Отец Игнатий много лет в послевоенное время служил практически один на русском участке. Почти целые сутки посвящал молитве, рассказывают про его помянник с 25 000 имен, которые он поминал на каждой литургии, проскомидия могла длиться несколько часов. Также рассказывают, что оканчивая поминание сорокоустов и годовых, которые ему присылали, он вез записки с именами на Иордан и там пускал их в свободное плавание по водам святой реки.
А в монастыре нас ждет угощение! Ведь еще продолжается престольный праздник - первый день на Гробе Господнем, второй - в Русской Духовной Миссии, третий день у греков в Вифлееме (кажется) - а вот сегодня служба была и здесь. Нас встречают радушные матушки и отец Владимир, местный настоятель и мой давний знакомый, особенно по участию в старом форуме отца Андрея Кураева. Дай Бог им сил и здоровья молиться за мир православный в таком непростом, НО святом месте!
Нас угощали салатами, соками, даже вином! Рыбой какого-то совершенно чудесного приготовления.
Подкрепив свои силы мы двинулись вниз к площадке, на которой за ограждением умирает Мамврийский дуб. Живых веток уже нету, но я помню, что и 1994 и в 1996 году еще была ветка с зелеными листьями. Страшно подумать - именно на этом места Святая Троица в виде трех Ангелов явилась отцу всех верующих - Аврааму.
Наш вратарь Анвар со своими хлопцами торгует частицами Дуба и местной бижутерией.
Альбом: jerusalem6 |
Прощаемся с нашими батюшками - по сути они и те, кто с ними подвизается у Праотцев, единственные христиане в Хевроне. Помоги им Бог!
Наш путь лежит в еврейскую часть Хеврона, точнее в параллельный город - Кирьят-Арбу.
О нем в следующем материале.