?

Log in

No account? Create an account
stalker

father_ingwar

Смерти нет, Любовь побеждает смерть.

фотозаметки о жизни


Previous Entry Share Flag Next Entry
Паломничество. День 6-й. Окончание. Пещера Махпела
stalker
father_ingwar
Из арабского Хеврона мы, огибая линии безопасности, поля и дороги, окутанные колючей проволокой, проехали в относительно новый, строящийся город с ветхозаветным названием Кирьят-Арба. ИЗ ВИКИ: Добраться до Кирьят-Арба и Хеврон можно автобусом 160 маршрута (в среднем, каждые 40 минут с Иерусалимского автовокзала). Автобусы бронированы (О как!!! - мое примечание). В общем непростой район, паломники и туристы почти не посещают его. Кирьят-Арба основана всего лишь в 1970 году, как один из поселенческих форпостов на арабских территориях.

Зона повышенного плодородия и усиленного внимания.


Наша цель - Пещера Патриархов или по-другому Пещера Махпела - склеп патриархов близ древнего Кирьят-Арба (Хеврон), в котором, согласно Библии (Быт.23; 49:29-32; 50:13), похоронены Авраам, Исаак и Иаков, а также их жёны Сарра, Ревекка и Лия. Авраам купил это место у хетта Ефрона за 400 шекелей серебра.

СПРАВКА: Название «Махпела» (от ивр. «двойная, парная») означает, как видно из контекста, «этаж» или «терраса» и прилагается то к пещере (Быт. 23:9; 25:9), то к полю, в котором находилась эта пещера (Быт. 23:19; 49:30; 50:13), тο ко всей местности (Быт. 23:17), но всегда в связи с местом, купленным Авраамом для фамильного склепа. В еврейской традиции название в основном интерпретируется как указание на двойную пещеру или, как и название «Кирьят-Арба» (букв. `город четырёх`), соотносится с четырьмя парами, похороненными в пещере: Адам и Ева, Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Яков и Лия. Высказывалось также мнение, что погребённые в пещере пользуются двойной долей награды в загробной жизни, или потому, что она имела двойную цену в глазах тех, кто её видел.

Согласно Иосифу Флавию и некоторым апокрифическим источникам, там же похоронены сыновья Иакова (мусульмане считают, что возле Махпелы находится и могила Иосифа).

Пещера Махпела расположена в центре современного Хеврона. Над пещерой возвышается древнее монументальное строение со стенами высотой до 12 м. Кладка (тёсаные камни длиной до 7,5 м) характерна для эпохи Ирода, однако практиковалась и ранее. Иосиф Флавий сообщает, что гробницы патриархов сделаны искусно, из прекрасного мрамора, однако не упоминает внешнюю стену. Согласно Талмуду (как и мусульманской традиции), гробницы Авраама и Сарры расположены в центре строения, Иакова и Лии — в северо-западной части (вероятно, у первоначального входа), Исаака и Ревекки — в юго-восточной части. Изначально строение было, по всей вероятности, без крыши.В византийскую эпоху южная оконечность здания с гробницами Исаака и Ревекки была превращена в церковь, ставшую впоследствии мечетью. В полу мечети имеются два отверстия, ведущие в пещеру, одно — закрыто каменными плитами, другое — открыто; сюда, по мусульманскому обычаю, опускается неугасимая лампада. Вид подземелий Махпела пещеры неизвестен, однако по записям путешественников можно заключить, что они представляют собой двойную пещеру, соединённую проходом; возможно, что имеется ещё одна, внутренняя пещера. О существовании входов в эти пещеры, кроме находящихся в мечети отверстий, неизвестно.

После Шестидневной войны (1967) доступ евреев в пещеру Махпела был открыт вновь после 700-летнего перерыва. Она стала местом паломничества евреев, где они возносят молитвы у гробниц патриархов. Территория памятника находится в ведении мусульманской общины, однако часть комплекса в определенные дни функционирует как синагога. В остальные дни Махпелу посещают мусульмане. Сегодня доступ в пещеру ограничен определёнными днями и часами для того, чтобы исключить одновременное пребывание в пещере евреев и арабов.






На подъезде к новой Кирьят-Арбе


Но мы-то думали, что раз и приедем спокойно к Пещере, посмотрим на все, что можно будет смотреть, помолимся, если дадут и тронемся в обратный путь - на наш первый ночлег в Вифлееме. Ан нет - не так все просто в зоне военных действий. Когда мы достигли блок-поста у (как мне вроде бы запомнилось) нейтральной полосы между еврейским и арабским поселением, наш водитель наотрез отказался ехать дальше... Приехали!

Страж на блок-посту. Оказался тоже из "наших", из Молдавии. Но это не сразу открылось - он долго говорил по рации, приехало два полицейских экипажа, все дружно уговаривали водителя. Мол и охрана будет и опасности почти никакой. Но водитель, как это говорится, защелкнулся. Не помогали звонки гида директору автобусной компании и телефонные уговоры директором водителя (водитель - араб, я напомню). В конце концов дружинник на посту заговорил по-русски.


Я вышел из автобуса, чтобы оценить обстановку. В общем, конечно, чувства обманчивы, и мои субьективные переживания тоже не указ другим, но я скажу. Ощущение резкой напряженности было как бы разлито в воздухе. Это чувствовалось весьма явно - ощущения были совсем не такие как в Галилее, не такие как в Иерусалиме. Мир как натянутая тетива со вложенной стрелой. (ну это батюшка фентези начитался - все проще, затвор взведен и предохранитель снят... никакого романтизму). Чувство это не покидало нас (может в основном меня) пока мы не достигли Вифлеема - при этом не было страха, дрожи в ногах или руках... Просто живо чувствовалось напряженность этой земли.

Водителя уговорили, нам дали в сопровождение машину с вооруженными полицейскими, мы начали движение. Местами встречаются обгоревшие развалины. Но вот и площадь перед Махпелой. Площадь под израильским контролем - дальше нее центральный рынок Хеврона, где часто происходят стычки с арабами, от рынка есть проход для мусульман к Пещере. Собственно бОльшая часть ее и принадлежит мусульманам. Площадь озвучивается из музыкального киоска, где продаются хасидские песни на дисках. На нас смотрят с удивлением, но не враждебно. Выясняем куда мы можем сейчас попасть, времени где-то около 5 вечера. В еврейской части Пещеры сейчас совершается молитва, поэтому туда попасть нельзя, в мусульманской части пока еще нет ничего, и нам дают 30 минут "на все", чтобы мы посетили внутренности этого грандиозного помещения.



Идем в арабскую часть пещеры. То есть в мечеть. Первыми нас встречают еще на улице палестинские торговцы - выбор небольшой - палестинский флажок и какая-то ерунда, в общем сбор в пользу ХАМАСа. Торговцев обходим, потом армейский пост - металлоискатель, проходим уже и внутрь. Наш гид потихоньку рассказывает историю и предысторию. В общем народ не теряется. Сняли обувь, нашим дамам предложили такие интересные балахоны - чтобы не было видно обнаженного тела. Входим в главный зал, там никого нет, только пара местных, видимо что-то вроде смотрителей, они вполне любезны, пытааются по-арабски давать какие-то пояснения, но до нас это не доходит по причине незнания языка.

До посещения



И после


Вот зал Исаака (Ицхака) с надгробиями Исаака и Ревекки. Сами гробницы где-то в несусветной глубине пещер, а сверху устроены такие надгробия в виде шатров.


Тоже самое несколько пошире - с помощью фиш-ая. Съемку нам никто не запрещал, в общем не чинили никаких препятствий. А помните - напряженность все равно чувствуется. А ведь именно здесь в 1994 году Борух Голдштейн застрелил во время молитвы из автомата 29 арабов и ранил 125. За хлипкими дверями в соседнем помещении совершается молитва иудеев.


У кого тут правда? Я не говорю об Истине, но кто-то прав, а кто-то неправ просто в жизненном смысле? Но если у арабов тут на молитве звучит рефреном и громогласно как у нас "Господи помилуй" - "Режь евреев", - то чья правда? Есть ли она у иудеев, которые не менее воинственно настроены, что и доказывают ежедневно своим присутствием на этой земле?

Гробница Авраама, отца всех верующих в Бога




"Вход в преисподнюю" - рядом ларец для пожертвований - это плата за проезд или откупной талон? Кстати нам Рома обещал историю про то, как Моше Даян, будучи министром обороны Израиля в эту дыру опустил свою 14-летнюю дочку по ее, вроде бы, желанию. Что было дальше он так и не рассказал - а с меня народ до сих пор требует.


Гробница Сарры, в другом конце пещеры.


Молитвенный зал - видимо в этом зале Голдштейн палил из автомата и пистолета.


Место для молитвы для женщин - на небольшом возвышении


Посмотрев на такие редкие для паломников места и внутренне помолившись нашим Праотцам, мы выходим на улицу, обходим торговцев палестинскими флажками (ага - дружным строем с этими флажками и на еврейскую территорию - и што там будет?!). Роман нас подводит к пещере, которая оказалась вне сооружения Ирода Великого - и мы можем наблюдать т. ск. неокультуренную пещеру. Как она есть. Кстати мусульмане верят, что где-то рядом с Махпелой похоронен Иосиф Прекрасный. Может быть в подобной пещере?




Посмотрев на все, поблагодарив Бога за то, что Он сохранил в таком непростом месте, направляемся на площадь к автобусу - а его-то и нет... Ну через несколько минут он приехал, приехала и машина сопровождения - в нейтральной полосе все же стреляют и по туристическим автобусам. Это почище, чем минные поля на Голанских высотах, любезно огороженные колючей проволокой. Святые Праотцы, молите Бога о нас!

Наш путь теперь домой (!) в Вифлеем. Последние по пути блок-посты и оборонные башни.


И вот мы у нашей гостиницы - как раз у знаменитой 6-ти метровой стены, разделяющей Израиль и Палестину. Мы сегодня и завтра с палестинской стороны. Местные жители как могут украшают со своей стороны стену. В основном это како-то стеб или ироничные политические карикатуры. Типа - стеной окружено плодоносящее дерево, а вокруг - пеньки. Ну и вот такие умильные "рожицы"


В гостинице размещаемся практически уже без сил. Наскоро ужинаем, а еще ведь хотели посидеть, поговорить, проанализировать то, что мы увидели и услышали. Нет - всем спать! Завтра мы идем на место Рождения Спасителя мира! Остается последний полный день нашего паломничества.

  • 1
(Deleted comment)
Я еще этот пост не закончил - посмотри через минут 10 - 15

Батюшка, спаси Господи, прекрасно написано. Впервые об этих местах читаю.

Вот это да, как же повезло вам, что вы там побывали.

Да - я там был уже в 1994 году несколько месяцев спустя после расстрелов Гольдштейна - но народ был возбужден весьма. Да тут еще и началась чеченская война, арабский народ на площади приставал ко мне - "вы зачем на нашу Чечню напали?" а вокруг ходил израильский солдат с автоматом и дергал затвор, спрашивая - "Все ли в порядке? Ну нужно ли решить проблему?"

Нереальный ветхозаветный мир...

В этом месте побывать не довелось - очень интересно. А то в путеводителях как-то сухо написано. С фишаем - картинка хорошо получается. Но можно и панорамно снимать - программ для склейки кадров сейчас много. Не умещается в один кадром - снимаю два-три-четыре. Но в фишайе своя прелесть))
У Вас Tokina?

панорамы еще не научился снимать, хотя есть хороший штатив с головой (не панорамной правда). а фиш-ай пришлось выбрать родной - канонический :)

Панорамная голова нужна для круговых виртуальных панорам и для панорам в интерьере для избежания параллакса - когда перед объективом близко на первом плане есть предметы. В 90% случаев можно и без штатива - программы сами всё выравняют.

  • 1